Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 августа 2011 г. N 03-03-06/1/521
Вопрос: ООО планирует внедрить механизм обмена товарной накладной (ТОРГ-12) в электронном виде с подписанием электронно-цифровой подписи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации (ЭЦП).
Между нами и покупателем заключено "Соглашение об организации электронного взаимодействия", в соответствии с которым достигнуто взаимное согласие о наличии совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки документов с ЭЦП.
1. Правомерно ли принимать к бухгалтерскому учету и в целях исчисления налога на прибыль расходы и доходы, первичные учетные документы по которым составлены в электронном виде и заверены ЭЦП?
2. Какой существует порядок оформления электронных документов на бумажном носителе в целях представления по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ?
3. Необходимо ли заверять бумажную копию электронного документа подписью ответственного лица и печатью общества?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 16 августа 2011 г. о применении электронной подписи и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно пунктам 1, 2 и 7 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулирует Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Согласно статье 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2011 г. N 20303).
Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, если законодательством не установлено требование о его составлении на бумажном носителе.
Если истребуемые у налогоплательщика электронные документы составлены по установленным форматам, он вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования о представлении документов, а также их представления в электронном виде установлен приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/168@.
Если документ составлен не по установленным форматам, он подается на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о его подписании квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 августа 2011 г. N 03-03-06/1/521
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 9 сентября 2011 г. N 35, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 6 сентября 2011 г. N 33