Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 7 сентября 2011 г. N 03-04-06/4-209
Вопрос: Физическое лицо в связи с приобретением жилья получало имущественный налоговый вычет в обособленном подразделении организации-работодателя на основе выданного налоговым органом Уведомления, подтверждающего право на предоставление вычета у данной организации-работодателя (налогового агента). В Уведомлении указан КПП обособленного подразделения организации, в котором физическое лицо фактически работало на момент обращения в налоговый орган за его получением. В середине календарного года физическое лицо по служебной необходимости сменило место своей занятости и продолжило работать в головной организации своего работодателя по новому адресу.
Банк считает, что с учетом положений статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации к работодателям следует относить головные российские организации. Обособленные подразделения таких организаций ни работодателями, ни налоговыми агентами не являются.
Так как упомянутое выше Уведомление адресуется самой российской организации, Банк считает, что оно может быть использовано в течение соответствующего налогового периода в целях предоставления сотруднику имущественного налогового вычета независимо от конкретного места его фактической работы (как в головной организации, так и в любом из её обособленных подразделений).
Учитывая вышеизложенное, просим Вас разъяснить следующее:
1. Уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@, содержит следующие положения, которые должны быть заполнены налоговым органом при его выдаче налогоплательщику: "Уведомление выдано налогоплательщику... для предоставления работодателю (налоговому агенту) ... ИНН/КПП организации".
Как в данном случае должно быть оформлено выданное налоговым органом Уведомление? В частности, должен ли налоговый орган, в который сотрудник обратился за получением Уведомления, указывать в нем КПП головного офиса Банка или КПП обособленного подразделения, в котором сотрудник фактически работал на дату обращения за получением такого Уведомления?
2. Имеет ли право Банк в случае перевода сотрудников между обособленными подразделениями в течение календарного года продолжить предоставление имущественного налогового вычета на основании Уведомления, несмотря на то, что в нем указан КПП обособленного подразделения, в котором сотрудник уже фактически не работает?
3. Если вышеуказанные действия Банка являются правомерными, то каким образом обеспечить хранение оригинала Уведомления? Является ли допустимым хранить заверенную копию Уведомления в предыдущем обособленном подразделении Банка (для целей предоставления/предъявления по запросу налогового органа), а оригинал Уведомления передавать на хранение в то обособленное подразделение (либо головной офис) Банка, в котором сотрудник работает на момент выплаты заработной платы и которое фактически осуществляет такую выплату?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО от 01.08.2011 N 13.052.1/60961 и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно положениям пункта 3 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет утверждена приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@ "О форме уведомления" (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2010, регистрационный номер 16186).
В форме уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет предусмотрено, что оно выдается налогоплательщику для предоставления работодателю (налоговому агенту) и в нём указывается ИНН, КПП, наименование организации.
Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Обособленные подразделения организаций не являются юридическими лицами (организациями).
Учитывая вышеизложенное, уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет может быть использовано в течение соответствующего налогового периода независимо от конкретного места трудовой деятельности работника (как в головной организации, так и в любом из её обособленных подразделений).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов.
Таким образом, организация должна обеспечивать сохранность представленных ей налогоплательщиками оригиналов уведомлений о подтверждении права на имущественный налоговый вычет в течение четырех лет.
Порядок хранения таких уведомлений определяется организацией самостоятельно. При этом должно быть обеспечено надлежащее выполнение обязанности налогового агента по их представлению налоговому органу в рамках осуществления им контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик может получить имущественный вычет в сумме фактически произведенных им определенных расходов до окончания налогового периода при обращении к работодателю (налоговому агенту). Условие - право на вычет подтверждено налоговым органом.
Форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный вычет утверждена приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.
Разъяснено, что такое уведомление может быть использовано в течение соответствующего налогового периода независимо от конкретного места трудовой деятельности работника - как в головной организации, так и в ее обособленном подразделении.
При этом организация в течение 4-х лет должна сохранять поданные ей налогоплательщиками оригиналы уведомлений. Порядок хранения она определяет самостоятельно, но с учетом следующего. Необходимо обеспечить надлежащее выполнение обязанностей по их представлению налоговому органу в рамках контроля.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 сентября 2011 г. N 03-04-06/4-209
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 27 сентября 2011 г. N 36