См. письмо ФНС России от 24 января 2012 г. N ЕД-3-3/194@
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Банка России от 01.08.2011 N 08-31-1/3143 и направляет позицию ФНС России для ее доведения до сведения кредитных организаций, заключивших договоры с банковскими платежными агентами.
В связи с выявлением фактов приема и перечисления банковскими платежными агентами налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также взимания платы за выполнение данных операций, ФНС России сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Данная норма не позволяет перечислять денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через иные организации, кроме поименованных выше.
При этом, согласно Федеральным законам от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" банковский платежный агент (платежный агент) - организация, не являющаяся кредитной организацией, и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Кроме того, в соответствии с указанными федеральными законами, банковские платежные агенты (платежные агенты) имеют право взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между банковским платежным агентом (платежным агентом) и плательщиком, что не может быть применимо в отношении налоговых платежей, поскольку согласно статьям 58 и 60 Кодекса плата за перечисление налоговых платежей не взимается.
Учитывая изложенное, перечисление денежных средств в счет уплаты налоговых платежей через платежных агентов и банковских платежных агентов, в том числе с использованием принадлежащих им платежных терминалов и банкоматов или посредством сети Интернет, противоречит как положениям Налогового кодекса Российской Федерации, так и вышеназванным Федеральным законам.
Вместе с тем, налогоплательщик имеет возможность исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств как на бумажном носителе, так и в электронном виде по сети Интернет, либо путем внесении денежных средств через банкоматы и платежные терминалы кредитной организации.
О направлении Банком России данных разъяснений по банковской системе просьба проинформировать ФНС России.
Действительный государственный советник |
А.С. Петрушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению ФНС России, уплата налогов через платежных агентов (в том числе банковских) путем перечисления денежных средств через терминалы, банкоматы или Интернет незаконна. Граждане уплачивают налоги через банк, кассу местной администрации или почтовое отделение.
К тому же платежные агенты взимают вознаграждение за перевод денег. В отношении налогов это недопустимо, поскольку по закону плата за перечисление налоговых платежей не взимается.
Вместе с тем Служба считает возможным уплату налогов путем представления в банк поручения на перечисление денежных средств (как в бумажном, так и в электронном виде через Интернет). Кроме того, можно использовать банкоматы и платежные терминалы кредитной организации.
Письмо Федеральной налоговой службы от 15 августа 2011 г. N ПА-4-1/13293 "Об уплате налоговых платежей через платежных агентов"
Текст письма официально опубликован не был