Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2010 г. N ЯК-07-3/281@
Вопрос: Об отдельных вопросах налогообложения крестьянско-фермерских хозяйств.
Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.
В настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 74-ФЗ), при этом его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, определенном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - физические лица в целях налогового контроля подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Уплата крестьянским (фермерским) хозяйством (далее - КФХ) налогов зависит от режима налогообложения, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности.
Например, в соответствии с нормами статей 346.1 и 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, в том числе КФХ, перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 346.1 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса).
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса).
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В целях упрощения процедуры представления налоговой отчетности для организаций, применяющих ЕСХН, в том числе КФХ, Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в статью 346.10.
С учетом вступивших в действие с 1 января 2009 года изменений налогоплательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 2 статьи 346.10).
Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год (статья 346.7 Кодекса).
Соответственно, КФХ перешедшие на уплату ЕСХН представляют в налоговые органы налоговую декларацию 1 раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) платят налоги в зависимости от режима налогообложения, используемого при предпринимательской деятельности.
Так, плательщиками ЕСХН признаются организации и ИП (в т. ч. КФХ), перешедшие на уплату единого налога в установленном НК РФ порядке. Они освобождены от уплаты ряда налогов. Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с иными режимами налогообложения.
С 1 января 2009 г. плательщики ЕСХН подают декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период по ЕСХН - календарный год.
Следовательно, КФХ, перешедшие на уплату ЕСХН, представляют в налоговые органы налоговую декларацию 1 раз в год: не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2010 г. N ЯК-07-3/281@
Текст письма размещен на сайте Федеральной налоговой службы в Internet (http://www.nalog.ru)