Департамент корпоративного управления Минэкономразвития в пределах своей компетенции рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать разъяснения положениям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), в части "перерегистрации" учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО).
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время, согласно Положению, Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства Российской Федерации. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
1. Согласно пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" формы документов для государственной регистрации юридических лиц, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный орган к настоящему времени не определен.
В то же время в соответствии с пунктами 5.2.3.1, 5.2.3.2 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, к полномочиям Минфина России относится определение порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц, а также порядка, форм и сроков предоставления сведений и документов содержащихся в нем.
В этой связи в Минфин России направлен соответствующий запрос, о результатах рассмотрения которого ООО будет проинформирован дополнительно.
2. Пунктом 2 статьи 5 Закона установлено, что уставы обществ, созданных до вступления в силу Закона, подлежат привидению в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Закона) до 1 января 2010 года.
В то же время согласно пункту 3 статьи 5 Закона с момента вступления его в силу уставы и учредительные договоры обществ, созданных до вступления Закона в силу, применяются в части, не противоречащей вышеуказанным законодательным актам. При этом пункт 7 статьи 5 Закона регулирует отношения по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО, устав которого не приведен в соответствие с Законом.
Таким образом, не приведение устава ООО в соответствие с Законом, не влечет недействительности устава после 1 января 2010 г., и не может быть основанием для ликвидации по решению суда (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации) такого общества, если не допущены иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых актов. При этом, в случае предъявления в суд требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления о ликвидации ООО, суду должны быть представлены доказательства конкретных грубых или неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 2163/01, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 4/2).
Заместитель директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 сентября 2009 г. N Д06-2627 "О "перерегистрации" учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью"
Текст письма официально опубликован не был