Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 октября 2011 г. N 03-11-10/55
Вопрос: ООО заключило с Минэкономразвития РФ Соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне (в дальнейшем - ПОЭЗ).
Указанное Соглашение вступило в силу с даты его подписания. В то же время сейчас территория ПОЭЗ представляет собой свежевспаханное поле, на котором никакая деятельность, из заявляемых резидентами ПОЭЗ, пока не осуществима. Поэтому, несмотря на частичное разъяснение ситуации в письме Министерства финансов РФ N 03-05-07-01/09 от 28.02.2008, в настоящее время возникает ряд вопросов.
1. До ввода в эксплуатацию ангарного комплекса ООО намеревается осуществлять деятельность на территории аэропорта и прилегающих территориях вне ПОЭЗ без открытия филиалов и представительств. Планируется, что в основном это будут работы по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов (далее - ТОиР ВС), которые потребуют заключения контрактов с организациями, оказывающими вспомогательные услуги для выполнения ТОиР ВС. Также предполагается оказание консалтинговых услуг, аренда оборудования/помещений и работа с банками.
Каким образом должен быть организован раздельный учет деятельности в ПОЭЗ и вне ПОЭЗ и как следует формировать налогооблагаемые базы по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на добавленную стоимость?
2. Соглашением предусмотрено, что ООО построит в ПОЭЗ ангарный комплекс. В то же время ООО не является ни проектной, ни строительной организацией.
На каких условиях, не нарушая условий Соглашения, ООО сможет привлечь проектную/строительную организацию для проектирования/строительства ангарного комплекса (с учетом запрета на осуществление деятельности нерезидентов в ПОЭЗ)?
3. Соглашением предусмотрено, что ООО будет осуществлять в ПОЭЗ деятельность по техническому обслуживанию самолетов.
На каких условиях, не нарушая условий Соглашения, ООО при выполнении ТОиР ВС сможет привлечь подрядчика для обслуживания оборудования и уборки помещения на территории ПОЭЗ (с учетом запрета на осуществление деятельности нерезидентов в ПОЭЗ)?
4. Как минимум для целей налогообложения необходимо чётко разграничивать деятельность компании в ПОЭЗ и вне ПОЭЗ.
В контексте предыдущих вопросов, что будет служить основанием для определения, осуществляется ли деятельность резидентом или нерезидентом на территории и вне ПОЭЗ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение ООО, направленное письмом Минэкономразвития России, по вопросу порядка налогообложения деятельности, осуществляемой в портовой особой экономической зоне (далее - портовая ОЭЗ), сообщает следующее.
О налоге на прибыль организаций
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций - резидентов ОЭЗ законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.
Согласно пункту 2 статьи 274 Кодекса налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Налогоплательщики - резиденты ОЭЗ осуществляют налоговый учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса, как по доходам (расходам), полученным (понесенным) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, так и по доходам (расходам), полученным (понесенным) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.
Кодексом не предусмотрен особый порядок ведения раздельного учета вышеуказанных доходов и расходов.
В связи с этим, раздельный налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, налогоплательщики - резиденты ОЭЗ ведут в общеустановленном порядке.
О налоге на добавленную стоимость
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, установлен статьей 149 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 3 статьи 149 Кодекса проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 4 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
В связи с этим, при осуществлении операций в портовой ОЭЗ, освобождаемых от налогообложения, и операций, подлежащих налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет данных операций для целей раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, не подлежащих и подлежащих вычету. При этом порядок ведения раздельного учета вышеуказанных операций установлен пунктом 4 статьи 170 Кодекса.
О налоге на имущество организаций
В соответствии со статьями 374-376 Кодекса главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций формируются по правилам бухгалтерского учета, в частности, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Вопросы применения пункта 17 статьи 381 Кодекса резидентами ОЭЗ и налогообложения имущества, используемого для иных видов деятельности и (или) находящегося за пределами ОЭЗ, содержатся в письме Минфина России от 28.02.2008 N 03-05-04-01/09, указанном в вышеназванном обращении ООО.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного письма следует читать как "03-05-07-01/09"
В указанных случаях резидент ОЭЗ обязан обеспечить для целей налогообложения отдельный учет облагаемых и не облагаемых налогом на имущество организаций объектов недвижимого имущества.
Резидент ОЭЗ должен вести отдельную оборотную ведомость, в которой должны учитываться инвентарные объекты основных средств и их остаточная стоимость, сформированная по правилам ведения бухгалтерского учета - ПБУ 6/01, с учетом их нахождения (движения) на балансе резидента ОЭЗ.
О транспортном налоге
Главой 28 "Транспортный налог" Кодекса для резидентов ОЭЗ особенности исчисления и уплаты транспортного налога не установлены.
В связи с этим, исчисление и уплата транспортного налога резидентами ОЭЗ производится в общеустановленном порядке.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок налогообложения деятельности, осуществляемой в портовой особой экономической зоне (ОЭЗ).
Так, плательщики налога на прибыль-резиденты последней учитывают доходы и расходы, как полученные (понесенные) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, так и за ее пределами. Раздельный учет доходов и расходов, полученных (понесенных) от деятельности, реализуемой в ОЭЗ, ведется в общем порядке.
В ОЭЗ могут проводиться операции, облагаемые и не облагаемые НДС. В данном случае налогоплательщик должен отдельно учитывать такие операции для целей раздельного учета сумм НДС, не подлежащих и подлежащих вычету.
Также раздельно учитывается облагаемая и не облагаемая налогом на имущество недвижимость. Необходимо вести отдельную оборотную ведомость, где учитываются инвентарные объекты основных средств и их остаточная стоимость, сформированная по правилам ведения бухучета - ПБУ 6/01, с учетом их нахождения (движения) на балансе резидента ОЭЗ.
Транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 октября 2011 г. N 03-11-10/55
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 15 ноября 2011 г. N 22