По заключению Минюста РФ от 11 ноября 2011 г. N 01/80843-ВЕ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации
Об итогах летней оздоровительной кампании 2012 г. см. письмо Роспотребнадзора от 20 декабря 2012 г. N 01/14590-12-32
О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за оздоровительными учреждениями по результатам летней кампании 2011 г. см. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 декабря 2011 г. N 147
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировал итоги летней оздоровительной кампании 2011 года.
Основные направления деятельности органов исполнительной власти по организации оздоровительной кампании 2011 года были определены перечнем Поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и реализованы в рамках Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков.
По итогам летней оздоровительной кампании 2011 года выраженный оздоровительный эффект отмечен у 85,7% детей (в 2010 г. - 83,7%), слабый оздоровительный эффект получили - 12,3%) детей (в 2010 г. - 14,1%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 2,1%) детей (в 2010 г. - 2,2%).
Самый высокий выраженный оздоровительный эффект отмечен в Тюменской области - 95,8%), самый низкий - в Ненецком автономном округе - 66,0%.
Выраженный оздоровительный эффект с показателем свыше 90% зарегистрирован у детей в 15 субъектах Российской Федерации (в 2010 г - в 18 регионах): Тюменская, Калининградская, Амурская, Липецкая, Астраханская, Ростовская, Мурманская, Саратовская области, Краснодарский край, Республики Кабардино-Балкария, Дагестан, Карелия, Северная Осетия (Алания) и города Москва и Санкт-Петербург.
Выраженный оздоровительный эффект с показателем от 80 до 90% зарегистрирован у детей в 61 субъекте Российской Федерации (в 2010 г - в 33 регионах): Республика Алтай и Алтайский край - 89,9%, Воронежская и Смоленская области - 89,7%, Челябинская область - 89,6%, Ставропольский край - 89,2%, Республика Тыва - 88,8%, Чеченская Республика и Республика Адыгея - 88,7%), Омская область и Еврейская АО - 88,6% и другие.
Выраженный оздоровительный эффект с показателем от 70 до 80%) зарегистрирован у детей в 8 субъектах Российской Федерации (в 2010 г - в 33 регионах): Московская, Архангельская, Курганская области, Республики Хакасия и Калмыкия, Забайкальский край и Чукотский АО.
По данным Роспотребнадзора в ходе летней кампании планировалось оздоровить 5 398 722 ребенка (в 2010 году - 5 940 881 ребенок), в 51 436 учреждениях (в 2010 году - 55 716 лагерей).
По оперативным данным отдохнуло в летних оздоровительных учреждениях 5 396 447 детей, что составило 99,9% от планового показателя. Общее количество оздоровительных учреждений отработавших в летнюю кампанию 2011 года составило 51 537 учреждений или 100,2% от общего числа запланированных к работе учреждений.
Снижение общего количества отдохнувших детей отмечается в лагерях с дневным пребыванием (97,7%) и в загородных оздоровительных учреждениях (97,9%). В остальных типах летних оздоровительных учреждений детей отдохнуло больше, чем было запланировано.
Из общего числа детей, охваченных организованным отдыхом 400 148 тысяч детей, отдохнули на Черноморском и Азовском побережьях (планировалось к отдыху 350 тысяч детей).
На Черноморском побережье Краснодарского края отдохнули 382 342 тысячи детей из других субъектов Российской Федерации, а на побережье Азовского моря в Ростовской области отдохнули 18 806 детей.
По типам лагерей и количеству отдохнувших в них детей учреждения распределяются следующим образом:
- в 42 761 учреждении с дневным пребыванием (планировалось к работе - 42 642 лагеря, процент выполнения - 100,3%) отдохнуло 3 123 229 детей (планировалось к отдыху - 3 125 235 детей, процент выполнения - 99,9%);
- в 2527 загородных лагерях (планировалось 2581 лагерей, процент выполнения 97,9%) отдохнуло 1 474 678 детей (планировалось - 1 506 725, процент выполнения 97,9%);
- в 1852 палаточных лагерях (планировалось - 1817, выполнение -101,9%) 157 167 детей (план 144 169, выполнено 109%);
- в 3 562 лагерях труда и отдыха (план выполнен на 100%) отдохнуло -155 258 детей (планировалось 149 830, план выполнен на 103,6%);
- в 486 санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия (планировалось - 489 учреждения, план выполнен на 99,4%) отдохнуло - 305 326 детей (планировалось 299 524 ребенка, план выполнен на 101,9%);
- в 349 детских санаториях (планировалось 345, план выполнен на 101,2%) отдохнуло 180 789 детей (планировалось 173 240, план выполнен на 104,4%).
Качественное функционирование существующей системы детского отдыха и оздоровления определялось наличием на уровне субъекта Российской Федерации (региональных, краевых, областных) целевых программ по организации отдыха и оздоровления детей и подростков.
По данным Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации наличие таких программ было заявлено в Воронежской, Белгородской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Тульской, Вологодской, Калининградской, Псковской, Астраханской, Пензенской, Курганской, Ярославской, Тюменской, Омской, Оренбургской, Новосибирской, Магаданской областях, республиках Северная Осетия - Алания, Марий Эл, Татарстан, Алтай, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарской, Удмуртской республиках, Пермском, Алтайском краях, Ханты-Мансийском АО, г. Санкт-Петербурге.
В 39 субъектах Российской Федерации в рамках совершенствования организации отдыха и оздоровления детей и подростков разработано 155 подпрограмм.
В тоже время, анализ представленных данных показал, что в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют региональные целевые программы по развитию отдыха и оздоровления детей (Ивановская, Калужская, Костромская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Кировская, Нижегородская, Самарская, Иркутская Амурская, Сахалинская области, Республика Коми, Ненецкий АО, Республика Адыгея, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская АО, Чукотский АО и другие).
Отсутствие долгосрочных целевых программ на уровне субъекта Российской Федерации свидетельствует о том, что работа по организации летнего отдыха детей и подростков строится без перспективного планирования и заключается в реализации мероприятий только с учетом их сегодняшней актуальности.
В целях улучшения материально-технического состояния и качественного функционирования летних оздоровительных учреждений для 5 024 учреждений была закуплена новая мебель и инвентарь, для 3 620 учреждений - новое технологическое оборудование для пищеблоков и для 2 256 - медицинское оборудование для медицинских кабинетов.
В ряде субъектов Российской Федерации не были реализованы плановые показатели по закупкам, в том числе:
- по закупке мебели - 7 регионов (Новгородская, Псковская, Свердловская, Архангельская области, республики Дагестан, Башкортостан, Бурятия);
- по закупке технологического оборудования для пищеблоков - 6 регионов (Новгородская, Свердловская области, республики Калмыкия, Дагестан, Башкортостан, Пермский край);
- по закупке медицинского оборудования - 6 регионов (Новгородская, Свердловская, Курганская области, республики Калмыкия, Дагестан, Пермский край).
В рамках подготовки к летней кампании 2012 года в субъектах Российской Федерации составлено 16 776 планов-заданий, в которые включено 99 762 мероприятия, в том числе:
- по капитальному ремонту 282 лагерей (262 - загородные, 14 - санаторно-оздоровительные, 6 - детские санатории);
- по косметическому ремонту 8 738 лагерей (2 014 - загородные, 297 - санаторно-оздоровительные, 184 - детские санатории и другие);
- по закупке оборудования для пищеблоков для 2 094 учреждений;
- по закупке мебели и инвентаря для 2 894 учреждений;
- по закупке медицинского оборудования - 2 576.
Удельный вес подготовленных планов-заданий составляет 38,2%.
Полностью подготовлены планы-задания в 22 субъектах Российской Федерации: Ивановская, Курская, Костромская, Орловская, Ярославская, Астраханская, Кировская, Пензенская, Тюменская, Челябинская, Кемеровская, Омская, Магаданская области, Ямало-Ненецкий АО, республики Коми, Адыгея, Ингушетия, Марий Эл, Алтай, Тыва, Северная Осетия, Саха (Якутия), Ставропольский край.
До 10% планов заданий подготовлено в Свердловской, Новгородской, Тамбовской, Архангельской, областях, Республиках Мордовия, Татарстан и других.
Из общего числа запланированных ремонтных работ в стационарных учреждениях на 22 субъекта Российской Федерации, в которых подготовлены 100% планов-заданий, приходится:
- 29 (10,7%) запланированных капитальных ремонтов;
- 3 070 (35,1%) косметических ремонтов.
В 12 (54,4%) субъектах Российской Федерации, которые отчитались о подготовке планов-заданий (Астраханская, Ивановская, Кировская, Магаданская, Омская, Орловская, Челябинская, Ярославская области, республики Адыгея, Ингушетия, Северная Осетия, Ставропольский край), не запланирован ни один капитальный ремонт:.
В Кемеровской области были даны предложения по капитальному ремонту только для 2-х стационарных учреждений из 103-х, что составило 1,9%;
- в Курской области - для 2-х из 29-ти, что составило 6,9%;
- в Республике Саха (Якутия) - для 2-х из 55-ти (3,6%);
- в Пензенской области - для 2-х из 28-ми (6,1%);
- в Республике Алтай - для 1-го из 13-ти (7,7%).
В Магаданской области при наличии 9-ти стационарных учреждений предложения по проведению косметических ремонтов не подготовлены вообще.
В Кемеровской области были даны предложения по косметическому ремонту для 70-ти стационарных учреждений из 103-х, в Тюменской - для 6-ти из 38-ми.
В указанных субъектах Российской Федерации, подготовлено предложений:
- по закупке мебели - для 578 (8,4%) оздоровительных учреждений;
- по закупке технологического оборудования для столовых - для 512 (7,4%) учреждений;
- по закупке медицинского оборудования - для 290 (4,2%) учреждений.
Костромская область, Республики Адыгея и Северная Осетия - Алания не включили в планы-задания ни одного предложения по замене или дополнительной закупке мебели для лагерей, а также оборудования для пищеблоков и медицинских пунктов.
В Ивановской области при наличии 25 стационарных учреждений, в том числе и 2-х детских санаториев не сформированы предложения по закупкам нового медицинского оборудования.
По итогам летней оздоровительной кампании 2011 года:
- не начали свою работу по причине незавершенного ремонта 86 оздоровительных учреждений (Республика Дагестан, Удмуртская Республика, Пермский край, Забайкальский край, Республика Тыва, г. Москва и др.).
Не начали работу по причине нереализованных путевок 106 учреждений (Московская, Новгородская области, Республика Дагестан, Удмуртская Республика, Ивановская и Пензенская области и др.).
Без разрешения органов Роспотребнадзора открылось 23 лагеря, в которые заехал 3 661 (Московская, Свердловская, Кемеровская, Воронежская области, Краснодарский край, и другие).
Позже намеченного срока (дня заезда) открылось 46 учреждений (Пермский край, Московская и Смоленская области, Кабардино-Балкарская Республика и другие);
По причине смены собственника не начали свою работу 15 учреждений (Пермский край, Пензенская область, Забайкальский край, Красноярский край и другие).
В летний период было заключено 61 874 договора на поставку продукции с 19 076 поставщиками.
При осуществлении поставок продовольствия в летние оздоровительные учреждения выявлено:
- 8 случаев срыва поставок продуктов питания, из них в Свердловской области (3), на железнодорожном транспорте (5);
- 157 случаев нарушения требований транспортировки продовольствия: в Ростовской области (54), Республике Дагестан (41), Красноярский край (7), Московская область (6) и других;
- 41 случай возвращения поставщику продуктов в связи с низким его качеством: в Республике Татарстан (4), Свердловской области (4), Республика Тыва (3) и других;
- 65 случаев поставки продовольствия с нарушенными сроками годности и реализации: в Московской области (18), Ростовской области (17), Ульяновской области (5), Пермском крае (4) и других;
- 437 случаев поставки продовольствия без сопроводительных документов: в Свердловской области (43), Чувашской Республике (29), Пермском крае (27), Московской области (24), Ростовской области (21) и других.
Всего было проверено 5 281 поставщиков продуктов питания.
По выявленным фактам нарушений санитарного законодательства бьшо составлено 1 775 протоколов об административном правонарушении, составлено 1 711 постановлений об административном наказании в виде штрафа на сумму более 8 млн. рублей.
Возбуждено 1 122 дела об административном правонарушении, из которых 81 - передано в суды для принятия решения.
В целях совершенствования работы по подготовке летних учреждений к оздоровительному сезону 2012 года на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; .2010, N 9, ст. 960), постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в срок до 01.12.2011.
1.1 Завершить работу:
1.1.1 по формированию региональных (республиканских, краевых, областных) целевых программ по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков;
1.1.2 по определению необходимых мероприятий и формированию планов-заданий в рамках подготовки детских оздоровительных учреждений к летней капании 2012 года;
1.1.3 по принятию дополнительных мер, направленных на комплектование каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях.
1.2. Обратить внимание на качество работы с туристическими фирмами и туроператорами, организующими отдых детей; соблюдение требований по исполнению договорных обязательств; обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических правил во время проживания в местах отдыха и при перевозках детей.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Считать приоритетной задачей на 2012 год - сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
2.2. Скорректировать, с учетом итогов летней оздоровительной кампании 2011 года, предложения главам субъектов Российской Федерации по формированию региональных целевых программ как основы перспективного планирования работы по совершенствованию материально-технического состояния оздоровительных учреждений;
2.3. Подготовить предложения главам субъектов Российской Федерации:
2.3.1 по формированию планов-заданий, с учетом конкретных мероприятий, направленных на решение вопросов улучшения материально-технической базы и развития рекреационных возможностей лагерей, а также организации питания, водоснабжения и медицинского обслуживания детей в летних оздоровительных учреждениях;
2.3.2 по совершенствованию летней оздоровительной кампании с акцентом на оптимальный отдых детей в стационарных учреждениях, в том числе расположенных в южных регионах Российской Федерации.
2.4. В срок до 01.12.2011 представить доклад о мероприятиях, проведенных в рамках подготовки к летней оздоровительной кампании 2012 года.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача И. В. Брагину.
|
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подведены итоги летней оздоровительной кампании 2011 г.
Так, выраженный оздоровительный эффект отмечен у 85,7% детей (в 2010 г. - 83,7%), слабый - у 12,3% (в 2010 г. - 14,1%). Отсутствие оздоровительного эффекта зафиксировано у 2,1% (в 2010 г. - 2,2%).
Самый высокий выраженный оздоровительный эффект отмечен в Тюменской области (95,8%), самый низкий - в Ненецком автономном округе (66%).
5 396 447 детей (99,9% от планового показателя) отдохнули в летних оздоровительных учреждениях. Общее количество последних составило 51 537 (100,2% от общего числа запланированных к работе учреждений).
В большинстве субъектов Федерации отсутствуют региональные целевые программы по развитию отдыха и оздоровления детей. Это касается Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Тверской областей, Приморского край, Еврейской АО и др.
Отсутствие долгосрочных целевых программ на уровне региона свидетельствует о следующем. Работа по организации летнего отдыха детей и подростков строится без перспективного планирования и заключается в реализации мероприятий только с учетом их сегодняшней актуальности.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 сентября 2011 г. N 122 "Об итогах летней оздоровительной кампании 2011 года"
По заключению Минюста РФ от 11 ноября 2011 г. N 01/80843-ВЕ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации
Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, декабрь 2011 г., N 4