Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 ноября 2011 г. N 03-02-07/1-395
Вопрос: Нашей компанией было получено Решение ИФНС России от 03.10.11 о проведении выездной налоговой проверки за 2008, 2009 и 2010 гг.
Компанией было выделено отдельное помещение для проведения проверки.
Представитель налоговой инспекции предоставил нашей организации два требования о представлении копий документов, необходимых для проведения вышеуказанной проверки.
Представитель налогового органа объяснила, что знакомиться с запрашиваемыми документами проверяющие инспекторы не будут на территории нашей Компании (в предоставленном для проверки помещении налогоплательщика), а потребовали предоставления копий всех запрошенных документов, заверенных уполномоченным лицом нашей Компании, по месту нахождения налогового органа.
По первому требованию наша Компания предоставила 84841 страниц документов, включая отчеты из бухгалтерской программы и заверенные копии документов, и предоставила их в налоговый орган в установленный законодательством срок (10 дней). Второе требование содержит обобщенный перечень истребуемых документов без указания реквизитов, количественный состав документов не обозначен, индивидуализирующие признаки документов не указаны. При этом форма требования свидетельствует о необходимости указания вышеперечисленных индивидуализирующих признаков документов в целях их предоставления. Перечень документов, указанный в требовании, фактически представляет собой весь объем документов по бухгалтерскому и налоговому учету предприятия, включая первичные документы, документы, касающиеся трудовых отношений с работниками и т.д. Несмотря на это, по второму требованию организация предоставила в налоговый орган еще 2639 страниц заверенных копий документов. Процесс подготовки документов продолжается и в настоящий момент (десятидневный срок еще не истек).
Наше предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков.
Копии запрошенных документов за три отчетных периода (финансовых года) будут представлять собой десятки коробов документов; Компания несет значительные затраты по подготовке копий данных документов (включая необходимость заказа документов из платного архива), их транспортировке по месту нахождения налогового органа. Сотрудники бухгалтерии и иных отделов предприятия уже некоторое время не имеют возможности выполнять текущую работу и поддерживать нормальную работу предприятия, т.к. должны осуществлять подборку, копирование и визирование копий запрошенных документов.
П. 1 ст. 89 НК РФ устанавливает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика; в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Наша Компания предоставила представителям налоговых органов помещение, а также все необходимые условия для проведения выездной проверки, однако налоговые органы осуществляют проверку на территории налогового органа и требуют предоставление копий документов в налоговую инспекцию.
На основе указанных положений законодательства мы полагаем, что законодательство устанавливает возможность проведения выездной налоговой проверки только в одном месте: если налогоплательщик предоставляет помещение для выездной налоговой проверки, такая проверка должна проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика; если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить должностным лицам налогового органа помещение для проведения такой проверки, то по месту нахождения налогового органа.
Просим Вас разъяснить позицию Министерства Финансов РФ по вопросу правомерности действий налогового органа в рамках выездной налоговой проверки в связи с требованием предоставить заверенные копии всех документов, запрашиваемых в рамках данной проверки, по месту нахождения налогового органа, а также порядка оформления требований о предоставлении документов.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении статей 89 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Пунктом 1 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
При проведении выездной налоговой проверки в случае необходимости должностные лица налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории проверяемого налогоплательщика (пункт 12 статьи 89, абзац пятый пункта 2 статьи 93 Кодекса).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 93 Кодекса истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки.
Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (пункты 2.1.29 и 2.1.30 Государственного стандарта Российской Федерации "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются выездной налоговой проверки.
Она может проводиться как на территории (в помещении) плательщика, так и по месту нахождения налогового органа (при отсутствии возможности в первом случае).
При этом должностные лица налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории проверяемого лица.
Истребуемые документы представляются в налоговый орган в виде заверенных плательщиком копий.
Реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной проверки.
Копия полностью воспроизводит информацию подлинного документа и все его внешние признаки или их часть. Она не имеет юридической силы.
На заверенной копии проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 ноября 2011 г. N 03-02-07/1-395
Текст письма официально опубликован не был