Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 октября 2011 г. N 03-07-11/292
Вопрос: Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В рамках исполнения требований Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ муниципальным образованием в 2009-2010 годах заключены договоры купли-продажи объектов недвижимого имущества, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, согласно которым покупатели производят оплату цены объекта без учета НДС в рассрочку в течение 6 лет ежемесячно равными долями одновременно с начисленными процентами в соответствии с графиком платежей. До момента полной оплаты объекты находятся в залоге у муниципального образования.
Цены объектов в договорах купли-продажи указаны без учета НДС, соответственно в сумму ежемесячной оплаты, поступающей в местный бюджет, сумма НДС не включена.
Согласно ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования, НДС в бюджет уплачивают налоговые агенты - покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая вышеизложенное, прошу дать разъяснения о том, возникает ли обязанность по уплате НДС у муниципального образования:
- в случае принятия покупателем решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (после заключения договора купли-продажи с ним как с индивидуальным предпринимателем);
- в случае последующего отчуждения покупателем объекта физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, при условии, что до полной оплаты объект находится в залоге у муниципального образования.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации в 2009-2010 годах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной казне, в случае если индивидуальный предприниматель, с которым был заключен договор купли-продажи указанного имущества с рассрочкой платежа, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или заключил с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, договор купли-продажи и перевода долга и сообщает.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, при реализации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной казне, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет органами местного самоуправления, осуществляющими операции по реализации данного имущества. В этой связи в вышеуказанных случаях у органа местного самоуправления, по мнению Департамента, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Орган местного самоуправления реализовал недвижимость муниципальной казны физлицу, не являющемуся ИП.
Разъяснено, что НДС по таким операциям уплачивается органами местного самоуправления.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 октября 2011 г. N 03-07-11/292
Текст письма официально опубликован не был