Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснении вопросов, связанных с возможностью принятия и исполнения бюджетными учреждениями бюджетных обязательств в рамках трехсторонних договоров (государственных контрактов), и сообщает свое мнение.
Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается государственный контракт, должен осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Возможность заключения трехстороннего договора (контракта), сторонами которого являются заказчик и два поставщика (исполнителя, подрядчика), зависит от выбранного заказчиком способа размещения заказа:
1. Заключение трехстороннего государственного контракта по результатам проведения конкурса, аукциона или запроса котировок невозможно, в связи с тем, что по результатам конкурса, аукциона, запроса котировок выбирается один победитель, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 статьи 29 Закона).
В то же время поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе привлекать для исполнения государственного ил муниципального контракта соисполнителей. При этом государственный контракт будет заключаться с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на конкурс (аукцион, запрос котировок). Ответственность за действия таких соисполнителей перед заказчиком будет нести исполнитель. Расчеты за поставленные соисполнителями товары, выполненные работы, оказанные услуги будет осуществлять исполнитель, а не заказчик.
2. В отношении возможности заключения трехстороннего государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) Департамент сообщает, что согласно части 1 статьи 55 Закона под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 указанной статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Таким образом, заключение трехстороннего государственного или муниципального контракта у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в рамках Закона не представляется возможным.
По ситуации, описанной в обращении, Департамент сообщает следующее.
В случае, если трехсторонний государственный контракт заключается заказчиком с управлением (отделом, отделением) вневедомственной охраны и ФГУП "Охрана" по результатам проведенного конкурса, аукциона или запроса котировок, то указанный действия заказчика противоречат положениям Закона.
В случае, если трехсторонний государственный контракт заключается заказчиком с управлением (отделом, отделением) вневедомственной охраны и ФГУП "Охрана" как с единственными исполнителями по основаниям, предусмотренным статьей 55 Закона, необходимо учитывать, что по общему правилу заключение бюджетным учреждением государственного или муниципального контракта на оказание услуг по охране имущества в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
- бюджетное учреждение включено в перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности";
- предметом государственного или муниципального контракта является оказание услуг по охране зданий и помещений бюджетного учреждения;
- государственный или муниципальный контракт заключается с подразделением МВД России или вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
Размещение заказа на оказание услуг по выполнению организационно-технических мероприятий планово-профилактического характера в целях поддержания технических средств охраны в состоянии, соответствующем требованиям технической документации, и заключение государственного или муниципального контракта с ФГУП "Охрана" не подпадает под действие пункта 5 части 2 статьи 55 Закона.
Таким образом, ФГУП "Охрана" не может быть исполнителем по данному контракту, заключенному в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона. Выбор исполнителя услуг по выполнению организационно-технических мероприятий планово-профилактического характера в целях поддержания технических средств охраны в состоянии должен осуществляться путем проведения торгов или запроса котировок в соответствии с требованиями Закона.
Одновременно Департамент обращает внимание, что представленный проект государственного контракта не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 9 Закона. А именно государственный контракт должен включать условие о невозможности изменения цены и иных условий исполнения контракта, ответственность заказчика и исполнителя за просрочку исполнения обязательств и ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, порядок осуществления заказчиком приемки оказываемых услуг и другие условия.
При этом государственный контракт должен содержать конкретный срок исполнения обязательств. Пролонгация государственного контракта, заключенного по результатам ранее проведенного конкурса, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни Законом не предусмотрена.
Директор Департамента |
А.В. Шаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2008 г. N Д05-4408 "О разъяснении вопросов, связанных с возможностью принятия и исполнения бюджетными учреждениями бюджетных обязательств в рамках трехсторонних договоров (государственных контрактов)"
Текст письма официально опубликован не был