Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/778
Вопрос: ОАО 1, являющееся дочерним обществом ОАО 2, просит дать письменное разъяснение по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налоге на прибыль организаций, налоге на доходы физических лиц в отношении затрат на перевозку сотрудников к месту работы и обратно служебным транспортом.
Основным видом деятельности Общества является транспортировка нефти по магистральным трубопроводам. Большинство производственных объектов (нефтеперекачивающие станции, линейные производственно-диспетчерские станции и др.) территориально расположены за пределами населенных пунктов, в которых проживают сотрудники организации, либо в промышленных зонах городов. Коллективным договором Общества предусмотрена доставка работников служебным транспортом (автобусами) к месту работы и обратно без взимания платы за проезд.
Разъяснение по вопросам применения налогового законодательства требуется в отношении следующих ситуаций.
1. Служебными автобусами осуществляется доставка работников к структурным подразделениям Общества, территориально расположенным за пределами населенного пункта, в котором проживают сотрудники, на расстоянии от 4 до 20 км, и обратно после окончания рабочего дня, согласно утвержденным маршрутам.
При движении в направлении производственных подразделений начало маршрутов следования служебных автобусов организовано по территории населенного пункта, где имеются регулярные маршруты движения общественного городского пассажирского автотранспорта. Далее служебный транспорт продолжает движение за пределами населенного пункта, где до подразделений организации либо имеются маршруты пригородного, межмуниципального общественного автомобильного транспорта, либо рейсы транспорта общего пользования отсутствуют. При этом существующие маршруты автобусов пригородного и межмуниципального сообщения ввиду несоответствия расписания движения графику работы Общества, длительных интервалов в движении общественного транспорта, удаленности остановок транспорта общего пользования от производственных объектов не обеспечивают возможность работникам добраться до места работы и обратно согласно графику работы, установленному правилами внутреннего трудового распорядка Общества.
Организация маршрутов следования служебного транспорта по территории города обусловлена необходимостью своевременной доставки работников к началу рабочего дня (8.00 час), высоким уровнем загруженности автомобильных дорог в крупных населенных пунктах, а также удаленным местоположением производственных площадей от мест проживания работников.
2. Служебными автобусами осуществляется доставка работников до подразделений Общества, расположенных в промышленной зоне города, и обратно после окончания рабочего дня. При движении в направлении производственных подразделений начало маршрута следования служебных автобусов организовано по территории населенного пункта вблизи мест проживания работников; аналогично в обратном направлении.
Численность работников, перевозимых по маршруту служебными автобусами, составляет порядка 100 человек, при этом городские автобусы, следующие в направлении объектов Общества и обратно по единственному маршруту, в утреннее и вечернее время загружены по полной вместимости. В связи с недостаточной пропускной способностью автобусного маршрута, территориальной удаленностью остановок транспорта общего пользования от подразделений Общества (расстояние - около 1 км), существующие рейсы городских пассажирских автобусов не обеспечивают возможность работникам своевременно добраться до подразделений, расположенных в промышленной зоне города, в соответствии с графиком работы, установленным правилами внутреннего трудового распорядка Общества.
С учетом изложенного прошу разъяснить следующие вопросы:
1. Налоговым кодексом РФ не определено понятие "технологическая особенность производства", в связи с чем правомерно ли в приведенных выше ситуациях включение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат по бесплатной перевозке работников на основании наличия технологических особенностей производства, согласно пункту 26 статьи 270 Налогового кодекса РФ?
2. Поскольку в приведенных выше ситуациях перевозка работников до места работы и обратно, к подразделениям Общества, удаленно расположенным от населенных пунктов, в которых проживают работники, а также находящимся в промышленных зонах городов, при существующих вышеназванных обстоятельствах для самостоятельного проезда к месту работы осуществляется в интересах работодателя, то возникает ли доход в целях налогообложения налогом на доходы физических лиц у сотрудников?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по отдельным вопросам применения законодательства о налогах и сборах и сообщает следующее.
Исходя из текста письма, в связи с отсутствием или недостаточностью рейсов общественного транспорта и в связи с удаленностью от населенных пунктов места работы сотрудников организация, в соответствии с коллективным договором, осуществляет доставку работников к месту работы и обратно служебными автобусами. Место работы сотрудников находится за пределами населенного пункта либо в промышленной зоне города.
Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Поскольку доставка работников в рассматриваемом случае обусловлена удаленностью от населенных пунктов и труднодоступностью мест работы, и работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, организация проезда работников на служебных автобусах от места жительства до места работы и обратно не приводит к возникновению у работников организации экономической выгоды (дохода) и, соответственно, стоимость такого проезда не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
Согласно статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Исходя из пункта 25 статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.
Согласно пункту 26 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена следующая ситуация. В соответствии с коллективным договором организация доставляет своих сотрудников к месту работы и обратно служебными автобусами. Это связано с отсутствием (недостаточностью) рейсов общественного транспорта и с удаленностью указанного места от населенных пунктов. Т. е. сотрудники не могут добираться до работы и обратно общественным транспортом.
В указанном случае у работников не возникает экономической выгоды (дохода). Соответственно, стоимость проезда на служебных автобусах не является объектом обложения НДФЛ.
В целях налогообложения прибыли в расходы на оплату труда могут включаться любые виды затрат, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами. При определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Но исключение составляют, во-первых, суммы, включаемые в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства. Во-вторых, случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/778
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 20 декабря 2011 г. N 48, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 17 января 2012 г. N 2