Решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1719
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ануфриева A.И. о признании недействующим пункта 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, установил:
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень). Постановление опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 1 июля 2002 г., N 26, "Российской газете" 5 июня 2002 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 г., N 3488.
Пунктом 13 Перечня установлено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных данным Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
Ануфриев А.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 13 Перечня в части, предусматривающей, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о среднемесячном заработке, ссылаясь на то, что данное положение ущемляет его право на получение пенсии из более высокого заработка и в более высоком размере, а также в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), которая предусматривает расчет пенсии, исходя из величины среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд.
В обоснование заявленного требования указал, что ему было отказано в перерасчете пенсии по копии справки, выданной в 2001 году.
В судебное заседание Ануфриев А.И. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Вилкова С.М., Васильева Т.Ю., Ерохина Ю.В., представитель Пенсионного фонда Российской Федерации Гусева В.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Фоменко Ю.А. возражали против доводов заявителя и пояснили, что Перечень утвержден Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с предоставленной компетенцией, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Во исполнение указанных положений, то есть в пределах предоставленной компетенции, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 г. по делу N ГКПИ09-1239 положения пункта 26 Перечня признаны не противоречащими федеральному законодательству.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в частности справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (статья 62).
Федеральным законном от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона (часть 1 статьи 17).
Из изложенного следует, что установленное пунктом 13 Перечня положение о том, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о среднемесячном заработке, соответствует вышеуказанным положениям законов.
Утверждение заявителя о том, что данное положение не предусматривает какой-либо порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены, не свидетельствует о его противоречии действующему законодательству.
При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации были даны Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер письма от 27 ноября 2001 г. следует читать как "N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704"
Учитывая изложенное, пункт 13 Перечня в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Ануфриева А.И. о признании недействующим пункта 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Минтруда РФ и ПФР определен список документов, необходимых для назначения пенсии (трудовой и по государственному пенсионному обеспечению). В п. 13 указанного перечня закреплено следующее. В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (кроме трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами (должностными лицами).
Приведенная норма оспаривалась в части, требующей подлинные документы о среднемесячном заработке. Так, заявителю отказали в перерасчете пенсии по копии справки, выданной в 2001 г.
Верховный Суд РФ не нашел оснований, чтобы удовлетворить требование.
Ст. 62 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя выдать сотруднику по его письменному заявлению копии документов, связанных с работой. В частности, справки о зарплате, о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование. Срок - не позднее 3 рабочих дней.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об архивном деле государственные и муниципальные органы, организации и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, должны обеспечивать сохранность архивных документов, в т. ч. по личному составу, в течение сроков их хранения.
Заявитель ссылался на то, что п. 13 перечня не предусматривает какого-либо порядка подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены. Но следует обратить внимание на письмо Минтруда РФ и ПФР от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704, в котором указано следующее. Если работодатель утратил первичные документы и невозможно определить причинителя вреда, то органы пенсионного обеспечения вправе принять к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок лица на конкретном предприятии.
Решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1719
Текст решения официально опубликован не был