Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В.Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственного Совета Республики Коми, установил:
1. В Конституционный Суд Российской Федерации обратился Государственный Совет Республики Коми с запросом о проверке конституционности статей 37 и 39 Закона СССР от 21 декабря 1989 года "О статусе народных депутатов в СССР". Заявитель полагает, что оспариваемые им нормы, определяющие неприкосновенность народных депутатов автономных республик и особый порядок привлечения их к уголовной и административной ответственности, подлежат применению в отношении депутатов законодательных органов власти республик в составе Российской Федерации вопреки решению Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 1997 года о том, что эти нормы являются неконституционными и не подлежат применению.
По мнению Государственного Совета Республики Коми, понятия "народный депутат автономной республики" и "депутат законодательного органа власти республики в составе Российской Федерации" идентичны, и поскольку законодательные органы власти республик в составе Российской Федерации являются правопреемниками Верховных Советов автономных республик, положения Закона СССР "О статусе народных депутатов в СССР" об особом порядке привлечения депутатов к уголовной и административной ответственности действуют и подлежат применению в соответствии с пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации, согласно которому законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года, применяются в части, ей не противоречащей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих постановлений сформулировал правовую позицию по вопросу о депутатской неприкосновенности (см. постановления от 30 ноября 1995 года, от 20 февраля 1996 года, от 10 декабря 1997 года). Так, в постановлении по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области отмечается, что согласно Конституции Российской Федерации вопросы неприкосновенности депутатов, затрагивающие аспекты уголовного и уголовно-процессуального законодательства, находятся в ведении Российской Федерации и по ним принимаются федеральные законы (статья 71, пункт "о"; статья 76, часть 1); административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2). В силу этого законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым вводить какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В настоящее время федеральный закон, который бы устанавливал неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, особые условия привлечения их к уголовной и административной ответственности, отсутствует. Восполнение этого пробела в федеральном законодательстве - компетенция Федерального Собрания, а не Конституционного Суда Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут использовать предоставленное им статьей 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы и внести в Государственную Думу проект федерального закона по вопросам неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Совета Республики Коми о соответствии Конституции Российской Федерации статей 37 и 39 Закона СССР "О статусе народных депутатов в СССР" ввиду неподведомственности поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение по данному запросу является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Данное определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации |
М.В.Баглай |
Судья-секретарь Конституционного Суда
Российской Федерации |
Ю.Д.Рудкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 января 1998 г. N 3-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Совета Республики Коми о проверке конституционности статей 37 и 39 Закона СССР "О статусе народных депутатов в СССР"
Текст Определения опубликован в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 2