Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 8-О "По жалобе гражданки Маршаковой Екатерины Захаровны на нарушение ее конституционных прав статьей 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия" и постановлениями Правительства Республики Мордовия "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного потребления" и "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Законодательным органом субъекта РФ была предусмотрена обязательная аттестация хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, за которую они обязаны уплачивать аттестационный сбор. На основании этого исполнительным органом государственной власти субъекта РФ был определен порядок проведения аттестации и размер аттестационного сбора.

Гражданка, посчитав, что данные нормативные правовые акты субъекта РФ неправомерно ограничивают свободу предпринимательской деятельности, обратилась в Конституционный Суд РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела Конституционный Суд исходил из того, что согласно п.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Между тем перечень указанных видов деятельности определен Федеральным законом от 25.09.1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Таким образом, федеральный законодатель допускает установление механизма лицензирования в отношении строго определенных видов деятельности.

Однако оспариваемые нормативные правовые акты субъекта РФ предусматривают правовой режим, по сути аналогичный режиму лицензирования, в отношении всей предпринимательской деятельности в сфере торговли. Иначе говоря, ими расширен перечень лицензируемых видов деятельности.

В связи с этим необходимо иметь ввиду, что согласно п."о" ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ.

Кроме того, как вытекает из постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. N 5-П и его определения от 05.02.1998 г. N 22-О, субъекты РФ не вправе вводить налоги и сборы, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

Однако аттестационный сбор, введенный субъектом РФ, имеет признак обязательности для физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, и по своей правовой природе представляет собой сбор в смысле ст.8 НК РФ. Следовательно, поскольку такой сбор федеральными законами не предусмотрен, то субъект РФ также не вправе был его вводить.

Таким образом, оспариваемые нормативные акты субъекта РФ, как аналогичные тем, которые уже были признаны неконституционными Конституционным Судом РФ, подлежат отмене и не могут применяться.


Определение Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 8-О "По жалобе гражданки Маршаковой Екатерины Захаровны на нарушение ее конституционных прав статьей 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия" и постановлениями Правительства Республики Мордовия "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного потребления" и "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия"



Текст Определения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. N 12 ст. 1311, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2000 г., N 3