Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1998 г. N 01-1/3-98
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Каженова А.Б.,
судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Запольского С.В., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Cарсенбаева А.О., Cимоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
c участием Генерального советника Экономического Суда Киреевой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" о толковании положения пункта 1 статьи 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности МТРК "Мир" от 24 декабря 1993 года, установил:
Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" обратилась в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании положения пункта 1 статьи 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности МТРК "Мир" от 24 декабря 1993 года, касающегося освобождения МТРК "Мир" от уплаты сборов любого характера, и в частности обязательных платежей во внебюджетные фонды. Заслушав судью-докладчика Вылкова И.К., представителя МТРК "Мир" Суханова М.Е., проанализировав заключение Генерального советника Киреевой Е.Ф. и исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности МТРК "Мир" от 24 декабря 1993 года устанавливает: "Компания, ее имущество освобождаются от прямых налогов и сборов любого характера, кроме платежей за коммунальные и другие подобные услуги". Толкование применения указанного положения статьи 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года в части, касающейся освобождения МТРК "Мир" от прямых налогов, было дано по соответствующему запросу МТРК "Мир" в решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1995 года N 07/95. В запросе, явившемся поводом к настоящему рассмотрению, МТРК "Мир" просит дать толкование применения положения той же части статьи 6 Соглашения, касающейся освобождения МТРК "Мир" от сборов любого характера, и в частности обязательных платежей во внебюджетные фонды.
Анализ действующего национального законодательства государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года (в частности Российской Федерации, Республики Беларусь и др.), международно-правовых норм и принципов, как-то бюджетной классификации, рекомендуемой Международным валютным фондом с целью обеспечения международной сопоставимости данных, позволил Экономическому Суду сделать вывод, что понятие сбора как обязательного платежа соответствует по своему содержанию понятию налога и включается в определение налога как его разновидность.
Так, статья 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года устанавливает, что "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Как разновидность налога понятие "сбор" определен и в новом Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" от 22 декабря 1992 года "под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах.
Кроме налогов и сборов ... в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи".
Бюджетная классификация, действующая в Республике Беларусь с 1 января 1998 года и разработанная в соответствии с принятой Международным валютным фондом статистикой государственных финансов, выделяет три группы бюджетных доходов: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые отчисления.
Национальное законодательство ряда государств не проводит четкой грани между налогами, сборами и другими обязательными платежами. О том же свидетельствует и общепризнанное доктринальное определение налога (сбора), данное на основе его сущностных и функциональных признаков. Под налоговыми платежами (сборами) здесь понимаются обязательные денежные взносы государству плательщиками на условиях безвозмездности и безвозвратности в порядке, определяемом законодательными актами.
Особенностью сбора как обязательного платежа является целевой характер использования, аккумуляция в специально создаваемых с этой целью бюджетных и внебюджетных фондах, передача специально уполномоченным органам функций по сбору, контролю и распоряжению этими платежами, а также то, что уплата сбора в определенных случаях является одним из условий совершения в интересах плательщика юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, соответствующих должностных лиц. Понятие сбора используется и для характеристики налоговых платежей, устанавливаемых на общегосударственном и региональных (местных) уровнях.
Статья 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года говорит об освобождении компании "Мир" и ее имущества от "прямых налогов и сборов любого характера".
Какая конкретно группа платежей входит в понятие "прямые налоги и сборы", Соглашение не устанавливает. Национальное же законодательство государств-участников Соглашения по-разному трактует понятие "прямые налоги" либо вообще не использует такого термина для классификации платежей.
Согласно бюджетной классификации, рекомендуемой Международным валютным фондом, к категории прямых налогов относятся "налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц и с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, филиалы, представительства".
В соответствии с международной практикой сюда относят также налоги на прирост рыночной стоимости личного капитала и капитала предприятий, полученных за счет продажи земли или других активов.
Следует учесть также то, что в международной практике разработаны типовые конвенции, являющиеся образцом для заключаемых международных соглашений, затрагивающих вопросы налогообложения. Типовая Конвенция ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) 1977 года определяет налоги, охватываемые ею, как налоги на доходы и капитал и не употребляет термин "прямые налоги", имеющий неодинаковое содержание с точки зрения разных налоговых систем.
Налоги на доходы означают любые налоги на доходы или элементы дохода и включают, как указано в Комментарии к Типовой Конвенции ОЭСР, "налоги на прибыль и доходы от отчуждения движимой и недвижимой собственности, а также налоги на прирост капитала ... и налоги на фонд заработной платы, уплачиваемые предпринимателями". Статья 2 Типовой Конвенции ОСЭР 1977 года предусматривает ее распространение и на любые "идентичные или аналогичные по существу налоги, которые могут быть введены сторонами после заключения конвенции в дополнение к существующим налогам или вместо них".
Исходя из изложенного, Экономический Суд считает, что толкование понятия "прямые налоги и сборы", предусмотренное в статье 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности МТРК "Мир" от 24 декабря 1993 года с целью охвата разновидностей налогов, установленных национальным законодательством государств-участников этого Соглашения, правомерно на основе их функционального воздействия на налогоплательщика. С учетом этого следует признать, что прямые налоги представляют собой налоги, прямо уменьшающие доходы налогоплательщика (доход, прибыль, капитал, заработную плату).
Экономический Суд считает, что при толковании применения статьи 6 Соглашения к обязательным отчислениям во внебюджетные фонды следует руководствоваться указанным выше единым подходом к определению налогового платежа прямого действия. Практика заключения международных договоров, касающихся налогообложения, показывает, что при функционировании целевых фондов (наиболее распространенными являются системы государственного социального страхования (пенсионные фонды) пенсионные взносы расцениваются как налоговые отчисления (пункт 11 Комментария Типовой Конвенции ОСЭР).
Перераспределение налоговой нагрузки между бюджетом и внебюджетными фондами является национальной особенностью государственных финансов различных стран, которая не должна доминировать в решении вопросов, связанных с налоговым регулированием, вытекающим из международных соглашений.
Налоги и отчисления, взимаемые с фонда заработной платы, являются дополнительными расходами плательщика, прямо уменьшающими его доходы. Эти платежи имеют все признаки налогов: обязательность, безвозмездность, невозвратность и аккумулируются в бюджете или во внебюджетных фондах, распоряжающихся государственными финансами с целью финансирования отдельных мероприятий.
Целевой характер не изменяет содержания этих платежей, что позволяет классифицировать группу налогов с фонда оплаты труда и социальные отчисления как налоги прямого действия в широком смысле слова.
В связи с этим Экономический Суд считает, что данные налоги и отчисления подпадают под толкование "прямых налогов и сборов любого характера", предусмотренных статьей 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности МТРК "Мир" от 24 декабря 1993 года.
Помимо этого, соглашениями, заключаемыми между МТРК "Мир" и правительствами стран пребывания компании и ее представительств (филиалов), им могут предоставляться дополнительные льготы по налогообложению.
Следует, кроме того, иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения от 24 декабря 1993 года представители государств в компании освобождаются на территориях государств-участников Соглашения, кроме территории государства своего гражданства, от личных повинностей и от налогов в отношении заработной платы, выплачиваемой им государством гражданства.
Те же льготы предоставлены статьей 9 Соглашения и должностным лицам компании, не являющимся гражданами стран пребывания компании, ее представительства, филиала.
Таким образом, при наличии в компании, ее филиале, представительстве граждан страны пребывания компания (филиал, представительство) несет обязанность по удержанию и своевременному перечислению в бюджет подоходного налога и прочих платежей, в том числе страховых взносов, удерживаемых непосредственно из заработной платы указанных граждан в установленных законодательством страны пребывания размерах и порядке.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:
1. К сборам, предусмотренным частью 1 статьи 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности МТРК "Мир" от 24 декабря 1993 года, относятся обязательные платежи налогового характера, имеющие прямое действие. К такого рода сборам относятся и обязательные отчисления во внебюджетные фонды.
2. Под действие части 1 статьи 6 Соглашения не подпадают налоговые платежи, удерживаемые непосредственно из заработной платы лиц, работающих в МТРК "Мир" (ее филиалах и представительствах), являющихся гражданами страны пребывания компании, ее филиала и представительства. Указанные платежи удерживаются и перечисляются компанией "Мир" в соответствии с законодательством страны пребывания.
3. Копию решения направить Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", Межгосударственному экономическому Комитету Экономического союза, Исполнительному Секретариату Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств, государствам-участникам Содружества Независимых Государств.
4. Настоящее решение является окончательным.
5. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель |
А.Б. Каженов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1998 г. N 01-1/3-98
Текст решения получен по официальной рассылке из Экономического Суда СНГ