См. также Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 107-О
См. письмо МНС РФ от 16 октября 2002 г. N 21-4-06/132-АИ336
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, С.М.Казанцева, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И.Тиунова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.Б.Борисова, установил:
1. Статьей 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые, в силу пункта 5 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Частью первой статьи 1 Закона Псковской области от 27 декабря 2000 года "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" эти ставки определены с превышением ставок, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", частью второй той же статьи предусмотрено, что уплата налога производится до регистрации, а в случае изменения владельца - при перерегистрации транспортных средств и в дальнейшем - ежегодно не позднее 1 августа.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации владелец транспортного средства гражданином А.Б.Борисов просит признать противоречащими статьям 2, 7, 8 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17, 18, 19, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 55 (часть 2), 57 и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статью 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год", поскольку, по его мнению, наделение субъектов Российской Федерации правом без каких-либо ограничений произвольно повышать ставки налога по сравнению с предусмотренными федеральным законом недопустимо, а взимание налога при перерегистрации транспортного средства, когда налог за него уже уплачен, и уплата налога до истечения календарного года приводят к двойному налогообложению.
В дополнительной жалобе А.Б.Борисов оспаривает также конституционность пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которому целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются в том числе за счет налога с владельцев транспортных средств, пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 6, согласно которым порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов и сроки уплаты налога с владельцев транспортных средств устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
2. Согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, к которым относятся в том числе налоговая ставка и сроки уплаты налога (пункт 4 мотивировочной части Постановления от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году"; пункт 3 мотивировочной части Постановления от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; пункт 8 мотивировочной части Постановления от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж").
Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (пункт 6 статьи 3); налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога.
Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относит налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации (подпункт "м" пункта 1 статьи 19). Перечень этих налогов, включая налог с владельцев транспортных средств, установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", который утрачивает силу с 1 января 2003 года (статья 5 Федерального закона от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").
Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (которая вводится в действие после признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", а именно с момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового кодекса Российской Федерации) предусматривает установление дорожного налога и транспортного налога как региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации). Однако независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также из правовой позиции, выраженной им в Постановлении от 30 января 2001 года, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.
Пункт 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" устанавливает конкретные ставки налога в денежном выражении в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя. Вместе с тем пунктом 5 этой статьи допускается возможность увеличения ставок законами субъектов Российской Федерации. Данное положение, как аналогичное тем, которые признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, а также основанное на нем положение части первой статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год", которым установлены ставки налога, превышающие установленные пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", в силу части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не подлежат применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
В то же время, учитывая, что суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"), уменьшение этих ставок законом субъекта Российской Федерации не может рассматриваться как превышение субъектом Российской Федерации своих конституционных полномочий в сфере налогообложения, поскольку, не затрагивая интересы государства, облегчает положение налогоплательщиков; формирование доходов субъекта Российской Федерации находится в его ведении.
Что касается иных упомянутых в жалобе положений Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", то определение источников целевых внебюджетных средств дорожных фондов (пункт 1 статьи 3), порядка образования и использования средств территориальных дорожных фондов (пункт 2 статьи 2) непосредственно права заявителя не затрагивает, а подтверждение того, что права А.Б.Борисова нарушаются установлением срока уплаты налога законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 6), заявителем не представлено.
3. Заявитель утверждает, что часть вторая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога на владельцев транспортных средств на 2001 год", предусматривающая срок уплаты налога - не позднее 1 августа календарного года, предполагает повторное или неоднократное взимание налога в полном размере при каждом переходе права собственности на транспортное средство к другому лицу. Однако такое утверждение не вытекает из содержания оспариваемой нормы, поскольку при предъявлении требования об исполнении налогового обязательства должны учитываться положения, относящиеся не только к налогоплательщику (владельцу транспортного средства), но и к элементам налога. Объектом налогообложения в данном случае является транспортное средство, а налоговым периодом - один год. Поэтому если в течение налогового периода изменился владелец транспортного средства, то в случае уже состоявшейся уплаты налога прежним владельцем у последнего, согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого он владел транспортным средством.
Кроме того, заявитель не представил документов, подтверждающих применение в его деле положений части второй статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год", а потому его жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости, установленному статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьей 80 и частями второй, четвертой и пятой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также часть первая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога как аналогичные положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивают силу и не подлежат применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
2. Поскольку для разрешения поставленного гражданином А.Б.Борисовым вопроса о проверке конституционности пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части установления повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств по сравнению с тем, как они определены пунктом 1 данной статьи, и части первой статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения в виде постановления, а в остальной части жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми она может быть признана допустимой, признать данную жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Дело гражданина Борисова Александра Борисовича, если оно разрешено на основании пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и части первой статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" в истолковании, расходящимся с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях и в настоящем Определении, подлежит пересмотру компетентными органами в установленном порядке.
4. Определение по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в газете "Псковская правда", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель Конституционного |
М.В.Баглай |
Судья-секретарь Конституционного |
Ю.М.Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О "По жалобе гражданина Борисова Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год"
Текст Определения опубликован в газете "Псковская правда" от 12-13 июля 2002 г. N 129-130, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 6