Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Арбитражного суда Сахалинской области, установил:
1. Решением от 23 августа 2002 года Арбитражный суд Сахалинской области удовлетворил иск Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования о взыскании с администрации города Холмска и Холмского района Сахалинской области недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001 год и пени за просрочку их уплаты. В своей апелляционной жалобе на это решение ответчик утверждает, что обязательное медицинское страхование является полномочием государства, поэтому и уплата соответствующих страховых взносов должна осуществляться государством, а не органами местного самоуправления.
Арбитражный суд Сахалинской области, в производстве которого находится указанное дело, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений статьи 17 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", предусматривающей, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен (часть вторая); при недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации (часть третья).
По мнению заявителя, названные положения нарушают конституционный принцип наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и противоречат статьям 132 и 133 Конституции Российской Федерации, поскольку не решают вопрос о выделении для осуществления соответствующих полномочий материальных и финансовых средств и не обеспечивают соблюдение конституционной гарантии местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
2. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; при этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Из названных конституционных положений во взаимосвязи с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления.
В порядке реализации этого конституционного требования Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (статьи 1 и 6).
Таким образом, органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.
3. В соответствии с пунктом 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей.
Из этого следует, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренное оспариваемыми положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", по смыслу статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации, как не относящееся к самостоятельным полномочиям местного самоуправления, обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, т.е. с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств.
Согласно Федеральному закону от 25 сентября 1997 года "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" к средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся в том числе дотации и субвенции местным бюджетам, а также средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (статья 9); перечисление средств в местные бюджеты из созданного в бюджете субъекта Российской Федерации фонда финансовой поддержки муниципальных образований, средства которого формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь (статья 10), а расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (статья 12).
Во исполнение указанных предписаний Закон Сахалинской области от 30 декабря 2000 года "Об областном бюджете Сахалинской области на 2001 год" установил, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются за счет средств местных бюджетов, а расходы на указанные цели предусматриваются в прогнозе консолидированного бюджета области по разделу "Здравоохранение и культура" (статья 26). Основываясь на этом предписании, Холмское районное Собрание Сахалинской области решением от 13 февраля 2001 года "О бюджете и бюджетной системе муниципального образования "Холмский район" на 2001 год" утвердило объем бюджетных расходов и их распределение с учетом в том числе дотаций, субвенций и субсидий из областного бюджета (отдельной строкой запланированы платежи на обязательное медицинское страхование неработающих граждан района).
Таким образом, средства, необходимые для выполнения органами местного самоуправления обязанностей по уплате страховых взносов за неработающее население, были заложены как в местном бюджете, так и в бюджете Сахалинской области как субъекта Российской Федерации.
4. Неисполнение администрацией города Холмска и Холмского района Сахалинской области обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, как следует из представленных материалов, связано с отсутствием соответствующих денежных средств. Подобные вопросы, как относящиеся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 139 и 141). В такой ситуации органы местного самоуправления могут обратиться за финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации либо воспользоваться правом на судебную защиту, гарантированным им статьей 133 Конституции Российской Федерации.
К компетенции Конституционного Суда Российской Федерации разрешение указанных вопросов, равно как и вопросов, связанных с возможными изменениями положений Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Сахалинской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращение признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель |
В.Д.Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М.Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.17 Закона РФ от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" обязанность по осуществлению платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения возлагается, в том числе, на местные администрации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
Арбитражный суд субъекта РФ, рассматривающий дело о взыскании с местной администрации указанных платежей, пришел к мнению о неконституционности приведенной нормы, поскольку она допускает возложение на органы местного самоуправления осуществления государственных полномочий без передачи соответствующих средств.
Исходя из анализа ст.2, ч.1 ст.41 Конституции РФ и ст.6 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Конституционный Суд сделал вывод о том, что обеспечение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью, как государственных органов, так и органов местного самоуправления, однако не относится к самостоятельным полномочиям местного самоуправления.
В то же время в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ передача таких полномочий органам местного самоуправления допускается только при условии передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Вместе с тем ст.ст.9, 10 Федерального закона от 25.09.1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусматривают предоставление местным бюджетам дотаций, субвенций, средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Таким образом, оспариваемая норма не нарушает прав граждан на местное самоуправление.
В данном случае местная администрация не исполнила обязанности по осуществлению указанных выше платежей по причине отсутствия денежных средств. Однако этот вопрос должен решаться в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, и неподведомственен Конституционному Суду.
Таким образом, разрешение поставленных вопросов не относится к компетенции Конституционного Суда, что повлекло за собой отказ в принятии запроса арбитражного суда к рассмотрению.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 131-О "По запросу Арбитражного суда Сахалинской области о проверке конституционности положений статьи 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 5