судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе :
председательствующего Уколовой О.В.
судей: Жуковой Н.Н. и Долговой Л.П.
при секретаре Пироговой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке
дело по
апелляционным жалобам истца УПФР в г.Липецке и ответчика Рукиной С.И.на решение Левобережного районного суда г.Липецка от 24 декабря 2012 года, которым постановлено:
Взыскать с Рукиной С.И.в пользу Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке пени в сумме "данные изъяты"руб., в остальной части иска отказать.
Взыскать с Рукиной С.И.государственную пошлину в бюджет г.Липецка в размере "данные изъяты"рублей.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
УПФР в г.Липецке обратилось в суд с иском к Рукиной С.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и за 2012 год и пени за неуплату страховых взносов за 2010 г.и 2011 г. в общей сумме "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп., ссылаясь на то, что Рукина С.И., являясь страхователем и прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 14.08.2012 года, не произвела уплату страховых взносов за 2012 год. Направленное ей уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам за 2012 г и пени за неуплату взносов за 2010-2011 г. от 01.10.2012 года ею до настоящего времени не исполнено.
В судебном заседании представитель истца УПФР в г.Липецке Брагина Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Рукиной С.И. Кулаков В.В. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что Рукина С.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 2007 года, однако предпринимательская деятельность с указанного периода ею не осуществлялась. 29 декабря 2011 года в Межрайонную инспекцию ФНС N 3 и 24 мая 2012 года в ИФНС по Советскому району г.Липецка ответчицей были направлены заявления о снятии ее с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя. Представитель Кулаков В.В также просил обратить внимание на то, что решением Арбитражного суда Липецкой области от 17 августа 2012 года постановления начальника ГУ УПФР в Хлевенском районе Липецкой области от 02.06.2010г. и 02.06.2011 года о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов- организации (индивидуального предпринимателя) признаны недействительными.
Ответчик Рукина С.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец УПФР в г.Липецке просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчицы страховых взносов за период с 01.01.2012 г. по 14.08.2012 год и вынести новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ответчик Рукина С.И. в жалобе п росит отменить решение суда в части удовлетворения требования УПФР в г.Липецке о взыскании пени за 2010.2011 г.
Выслушав объяснения представителя ответчика Рукиной С.И. Кулакова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы ответчика и возражавшего против доводов жалобы другой стороны, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.5 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 14 указанного закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" определено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи (часть 2).
В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны произвести уплату страховых взносов, исчисленных на основании представляемых, в соответствии с частями 6 и 7 ст.16 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетов, не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра юридических лиц N 27 от 17 августа 2012 года Рукина С.И. 13.03.2007 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а с 04.05.2007 г. - в качестве страхователя в Пенсионном фонде. 14.08.2012 года в ЕГРЮЛ зарегистрировано прекращение Рукиной С.И. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно уточненному требованию об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 1.10.2012 г., направленному в адрес Рукиной С.И. 2.10.2012 г., ей предложено уплатить до 20.10.2012 года недоимку по страховым взносам за 2012 г. на сумму "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп., из которых: "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд; "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп.- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования, а также пени: в Пенсионный фонд в размере "данные изъяты"руб "данные изъяты"коп.; в ФОМС -в размере 242 руб. "данные изъяты"коп. Общая сумма, указанная в требовании для взыскания, составляет "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп. (л.д. 12)
Из представленного пенсионным органом расчета пени следует, что в требование от 01.10.2012 г. включена сумма пени, рассчитанная на задолженность Рукиной С.И. по уплате страховых взносов за 2010-2011 г.г.(л.д. 16).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 12.04.2005 N 165-О "По жалобе гражданки Хомяковой Людмилы Алексеевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 20 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Суд с учетом вышеуказанной позиции Конституционного суда РФ, отказывая Пенсионном фонду во взыскании с Рукиной С.И. недоимки по страховым взносам за 2012 г., исходил из наличия обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которое не позволило своевременно зарегистрировать прекращение деятельности Рукиной С.И. как индивидуального предпринимателя.
При этом, суд принял во внимание представленные Рукиной С.И. заявления в налоговый орган о регистрации прекращения деятельности как индивидуального предпринимателя: от 21.11.2011 года в адрес Межрайонной ИФНС N 3 (л.д.36); 24.05.2012года в адрес в ИФНС по Советскому району г.Липецка (л.д.37).
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, как правильно указал суд, процедура государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер.
Однако помимо заявления установленной формы, подписанного заявителем, для решения вопроса о государственной регистрации ст.22.3 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено представление и других документов.
В соответствии со ст. 23 указанного выше Закона непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, является основанием для отказа в государственной регистрации.
Из представленных ответчиком заявлений от 21.11.2011 г. и от 24.05.2012 г. не следует, что к ним были приложены необходимые документы, указанные в ст. 22.3 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Более того, Рукиной С.И. вообще не представлено достаточных и достоверных доказательств направления заявления от 21.11.2011 г. в налоговый орган, поскольку приложенная к данному заявлению почтовая квитанция от 29.12.2011 года не подтверждает направление в этот день именно этого заявления.
Согласно же ответу Межрайонной инспекции ФНС N 3 от 28.03.2013 г. 12.01.2012 г. в адрес ИФНС поступило заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП в связи с переменой места жительства. На основании данного заявления 19.01.2012 г. Рукина С.И. снята с учета в данном налоговом органе и учетное дело Рукиной С.И. направлено в ИФНС России по Левобережному району г.Липецка.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРИП.
Из ответа Межрайонной ИФНС России N 6 по Липецкой области от 29.03.2013 г. следует, что в связи с поступлением 18.06.2012 г. в ИФНС России по Советскому району г.Липецка заявления Рукиной С.И. ей было предложено представить документы, указанные в ст.22.3 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
После представления Рукиной С.И. 7.08.2012 г. всех необходимых документов 14.08.2012 г. была внесена запись в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанные выше доказательства опровергают доводы Рукиной С.И. о выполнении ею требований действующего законодательства по представлению необходимых документов для регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя
Представленные представителем истца в суде апелляционной инстанции квитанции от 14.03.2012 г, а также сопроводительные ИФНС по Левобережному району г.Липецка, направленные в адрес Рукиной С.И., также не свидетельствуют о соблюдении Рукиной С.И. требований действующего законодательства по представлению необходимых документов для регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17 августа 2012 года не признавалось незаконным бездействие налоговых органов по регистрации прекращения деятельности Рукиной С.И. как индивидуального предпринимателя.
С учетом вышеуказанных норм материального права, а также имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает, что направление в налоговый орган только заявления о регистрации прекращения индивиудальной деятельности без соблюдения всех требований, установленных ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ., в данном случае не свидетельствует о наличии непреодолимых обстоятельств, препятствующих Рукиной С.И. в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя.
Поскольку налоговым органом был соблюден порядок взыскания страховых взносов, предусмотренный ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009г., то с Рукиной С.И. подлежат взысканию страховые взносы за 2012 г. до момента регистрации прекращения ее деятельности ( с 01.01.2012 г. по 14.08.2012 г.) в сумме "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп.
Удовлетворяя исковые требования УПФР в г.Липецке о взыскании с Рукиной С.И. пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2010-2011 годы, суд исходил из того, что согласно представленным пенсионным органом расчетам, за Рукиной С.И. числится задолженность по уплате страховых взносов за 2010- 2011 г.г.,, которая в установленный законом срок уплачена не была.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а также основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст.25 названного Федерального закона пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В силу ч.3 ст.18 названного Закона взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 19 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 2 ст. 19 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
На основании п. 3 ст. 19 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2, 6 ст. 22 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете, в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 19 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Согласно ч. 14 ст. 19 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 20 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
В силу п.15 ст.19 и п.11 ст.20 данного Закона положения вышеуказанных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя как недоимок по уплате страховых взносов, так и пеней - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания. Одним из этапов процедуры принудительного бесспорного взыскания является обязательное вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки.
Как следует из решения Арбитражного суда Липецкой области от 17 августа 2012 года постановления начальника ГУ УПФР в Хлевенском районе N 172 от 02.06.2010 года и N 0588990003441 от 02.06.2011 года о взыскании задолженности с ИП Рукиной С.И. по страховым взносам за 2009 год и за 2010 год за счет имущества плательщика страховых взносов признаны недействительными, ввиду того, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, пенсионным фондом в отношении предпринимателя Рукиной С.И. не выносилось, следовательно, у фонда отсутствовали правовые основания для перехода к следующей стадии - принудительному взысканию недоимки за счет имущества плательщика.
Таким образом, Арбитражным судом установлено нарушение пенсионным органом порядка взыскании недоимки по страховым взносам за 2010г.
Доказательств принятия своевременных мер к взысканию задолженности по страховым взносам за 2011 г. пенсионным органом вообще представлено не было.
Так как требование о взыскании пеней является производным от основного требования (взыскание недоимки по страховым взносам), то с учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что оснований для предъявления уточненного требования от 01.10.2012 г. в части взыскания пеней за неуплату страховых взносов в 2010-2011 г.г у пенсионного органа не имелось
Поскольку не представлено доказательств тому, что фондом был соблюден порядок взыскания с Рукиной С.И. как недоимки по страховым взносам за 2010-2011 годы, так и пеней за несвоевременную уплату этих взносов, предусмотренный статьями 19, 20 НК РФ, то требования истца о взыскании с ответчика пеней за неуплату страховых взносов за 2010-2011 г. нельзя признать обоснованными.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что решение суда надлежит изменить. Взыскать с Рукиной С.И. в пользу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке недоимку по страховым взносам за 20 12 г. в сумме "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп. Во взыскании пеней за 2010-2011 г. отказать.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из размера удовлетворенных требований ( "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп.),а также в соответствии со ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета г.Липецка подлежит взысканию государственная пошлина в размере "данные изъяты"рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Левобережного районного суда г.Липецка от 24 декабря 2012 года изменить.
Взыскать с Рукиной С.И. в пользу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке недоимку по страховым взносам за 20 12 г. в сумме "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп., из них :
по коду бюджетной классификации 392 1 02 02100 06 1000 160 (страховые взносы на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд РФ) "данные изъяты" "данные изъяты". "данные изъяты" коп. ,
по коду бюджетной классификации 392 1 02 02110 06 1000 160 (страховые взносы на (накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд РФ) "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ,
по коду бюджетной классификации 39210202101081011 160 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) "данные изъяты"руб. "данные изъяты"коп.
В остальной части требований Рукиной С.И. отказать.
Взыскать с Рукиной Светланы Ивановны государственную пошлину в бюджет г.Липецка в размере "данные изъяты"рублей.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.