судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Поддымова А.В. и Тельных Г.А.,
при секретаре Артемовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу заявителей Яковлевой А.И., Дроздова А.Ю., Рубцовой В.П., Фурсова А.В., Косых И.В., Кузькина Ю.Н., Карташовой Л.П., Сергачевой С.С., Ковалевой Т.В., Пискаревой Э.А.на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 25 июля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Игнатенко ФИО11, Исаевой ФИО12, Фурсова А.В., Косых ФИО14, Беловой ФИО15, Рубцовой ФИО16, Двуреченской ФИО17, Карташовой ФИО18, Кузькина ФИО19, Бурковой ФИО20, Дроздова ФИО21, Ковалевой Т.В., Ананьевой ФИО23, Яковлевой ФИО24, Пискаревой Э.А., Сергачевой ФИО26, Берлова ФИО27, Двуреченского ФИО28к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, главному управлению МЧС России по Липецкой области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления; о понуждении подать заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйного здания, расположенного по адресу: "адрес"отказать.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Заявители Игнатенко Л.Ю., Исаева Н.К., Фурсова А.В., Косых И.В., Белова М.В., Рубцова В.П., Двуреченская Н.В., Карташова Л.П., Кузькин Ю.Н., Буркова М.А., Дроздов А.Ю., Ковалева Т.В., Ананьева Ю.И., Яковлева А.И., Пискарева Э.А., Сергачева С.А., Берлов Н.А., Двуреченский Д.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации городского поселения города Грязи, ссылаясь на то, что они проживают в нежилом здании, право собственности на которое ни за кем не зарегистрировано. 14 октября 1992 г. между ОАО "Грязинский культиваторный завод" и УВД Липецкой области был заключен договор о безвозмездной передаче комплекса пожарного депо на баланс УВД Липецкой области. Акт приема-передачи подписан сторонами 25 августа 1992 г., состав передаваемого имущества ни в договоре, ни в акте не указан. В настоящее время здание, в котором проживают заявители, на балансе какой-либо организации не находится, в реестр государственной или муниципальной собственности не включено. В связи с изложенным заявители лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства, реализовать свое право на приватизацию занимаемых помещений. Полагают, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, является незаконным. Просят обязать администрацию городского поселения города Грязи обратиться в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о принятии здания на учёт как бесхозяйного.
В судебном заседании Ковалева Т.В., Яковлева А.И., Пискарева Э.А., представитель заявителей адвокат Вознесенская М.В. требования поддержали.
Представители администрации городского поселения город Грязи, территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, администрации Грязинского муниципального района в судебное заседание не явились.
Представитель ГУ МЧС России по Липецкой области полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, объяснив, что к зданию пожарного депо примыкает трехэтажное здание, в котором проживают заявители. Однако данное здание на балансе ГУ МЧС России по Липецкой области не находится, ответчик не несет бремя его содержания и обеспечения коммунальными ресурсами.
Представитель УМВД России по Липецкой области просил в удовлетворении требований отказать, объяснив, что здание, в котором проживают заявители, на балансе УМВД России по Липецкой области не находится и никогда не находилось.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Яковлева А.И., Дроздов А.Ю., Рубцова В.П., Фурсов А.В., Косых И.В., Кузькин Ю.Н., Карташова Л.П., Сергачева С.С., Ковалева Т.В., Пискарева Э.А. просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав Яковлеву А.И. и представителя заявителей адвоката Вознесенскую М.В., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащегося, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из ст.236 ГК РФ следует, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты, ни муниципальные образования не могут отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество. Тем более не обладают такими правами государственные и муниципальные учреждения, поскольку имущество за ними закреплено на праве оперативного управления.
Само по себе бездействие собственника еще не свидетельствует по общему правилу о намерении отказаться от права собственности. По смыслу приведенной нормы отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.
В соответствии с п.4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N580) на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п.8,9 вышеназванного Положения документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества представляется собственником (участниками общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, в заявлении органа местного самоуправления о принятии на учет данного объекта недвижимого имущества должны содержаться данные о правообладателе, указанные в Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 (далее именуются - Правила). В этом случае к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, должно быть приостановлено в случае, если в представленных органом местного самоуправления документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества (п.16 упомянутого Положения).
Судом установлено, что на территории муниципального образования городское поселение город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области расположено трехэтажное административно-бытовое здание, находящееся по адресу: "адрес", используемое в качестве общежития, имеющее в своем составе 23 изолированных помещения, в которых проживают граждане. Здание прилегает к пожарному депо - одноэтажному зданию, расположенному по тому же адресу.
В реестрах муниципальной собственности, государственной собственности Липецкой области, федерального имущества объект не значится.
Указанный объект на балансе ГУ МЧС России по Липецкой области не находится.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области сведения о зарегистрированных правах на упомянутый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Здание, занимаемое заявителями, расположено на земельном участке, права на который в государственном кадастре недвижимости ни за кем не значатся.
Из материалов дела также следует, что указанное здание до октября 1992 г. находилось на балансе ОАО "Грязинский культиваторный завод", которое до 2002 года предоставляло помещения, находящиеся в здании, заявителям, состоявшим в трудовых отношениях с обществом.
Согласно решению Грязинского городского суда Липецкой области от 25 декабря 1995 года 14 октября 1992 г. на основании договора между УВД Липецкой области и ОАО "Грязинский культиваторный завод" здание было передано на баланс противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Липецкой области. С 1992 г. здание находилось на балансе УВД Липецкой области.
Данных о том, что здание от УВД Липецкой области передавалось иным организациям, материалы дела не содержат.
Из договора, заключенного 1 октября 2010 года между ОАО "Квадра - Генерирующая компания" и ГУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Липецкой области" и приложений к нему следует, что поставка тепловой энергии осуществляется абоненту ГУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Липецкой области" по адресу: "адрес"на две точки учета: здание пожарной части Nи здание общежития (занимаемое заявителями). Установлена граница ответственности абонента и энергоснабжающей организации, в том числе в отношении общежития - наружная стена здания. В здание общежития поставка тепловой энергии осуществляется по теплотрассе ГУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Липецкой области". То есть фактически расходы по обеспечению здания теплоснабжением несет ГУ МЧС России по Липецкой области.
Несение ГУ МЧС России по Липецкой области бремени содержания здания свидетельствует о фактическом осуществлении им полномочий собственника.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что заинтересованные лица обращались в орган местного самоуправления с заявлениями об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах с учетом требований приведенный норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для признания бездействия органа местного самоуправления неправомерным.
Учитывая изложенное, заявителям следует избрать иной способ защиты своих прав.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену законного решения суда. Оснований к отмене судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой А.И., Дроздова А.Ю., Рубцовой В.П., Фурсова А.В., Косых И.В., Кузькина Ю.Н., Карташовой Л.П., Сергачевой С.С., Ковалевой Т.В., Пискаревой Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.