судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Киселева А.П., Маншилиной Е.И.,
с участием прокурора Кима И.Е.,
при секретаре Канине А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Пановой Валентины Николаевны на решение Советского районного суда г. Липецка от 20 января 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Пановой Валентины Николаевны к ГУ- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования, Фонду социального страхования РФ, Министерству Финансов РФ о возложении обязанности по выделению денежных средств на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение на 2008год, о возложении обязанности по осуществлению закупки путевки на санаторно-курортное лечение на 2008 год, о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2008 год отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панова В.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2008 год, указывая, что является инвалидом 2 группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение. В 2008 году она дважды обращалась к ответчику с заявлениями о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, однако ответчик путевки не предоставил.
Уточнив исковые требования, истица просила обязать Министерство финансов РФ выделить Фонду социального страхования РФ денежные средства в сумме, необходимой для покупки ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2008 год, обязать Фонд социального страхования РФ закупить путевку, обязать ГУ- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдать ей путевку на санаторно-курортное лечение за 2008 год, взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в сумме ... рублей.
Представитель ответчика - ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации исковые требования не признал, ссылаясь на то, что вины регионального отделения в непредоставлении истице путевки на санаторно-курортное лечение не имеется, поскольку на 2008 год годовой план составил 4200 путевок, а заявление Пановой В.Н. было зарегистрировано под N 4983, с учетом того, что 4030 нуждающихся, не обеспеченных путевками в 2007году, перешли в порядке очередности на 2008год. Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение осуществляется в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на эти цели. Ежегодное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение гражданам-получателям социальных льгот, законом не предусмотрено.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации иск не признал, ссылаясь на то, что финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.
Суд постановил решение, которым в иске отказал.
В кассационной жалобе истица Панова В.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не истребовал и не исследовал имеющие значение по делу доказательства, нарушив нормы процессуального закона, неправильно установил обстоятельства дела, не применил закон, подлежащий применению.
Выслушав представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации СуриковаМ.В., возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора Кима И.Е., считавшего апелляционную жалобу истицы не подлежащей удовлетворению, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения Фонда социального страхования Российской Федерации, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьями 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В силу части 2 статьи 6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 января 2002 года Пановой В.Н. установлена ... группа инвалидности бессрочно. Истица имеет право на обеспечение санаторно-курортным лечением по медицинским показаниям.
Судом установлено, что с 2005 года по 2010год, за исключением 2008года, Панова В.Н. ежегодно проходила санаторно-курортное лечение.
29 января 2008 года истица обратилась с заявлением в ГУ- Липецкое региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение как инвалиду 2-ой группы (л.д. 17).
Заявление истицы зарегистрировано под N4983. Однако из федерального бюджета в 2008 году Липецкому региональному отделению выделены средства на приобретение 4200 путевок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии вины регионального отделения Фонда социального страхования РФ в непредоставлении истице указанной выше социальной услуги, поскольку путевка на санаторно-курортное лечение не была представлена истице по объективным причинам, в связи с тем, что на момент обращения истицы количество заявлений о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в 2008 году превысило имеющуюся квоту по обеспечению указанной социальной помощью.
Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 20 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с которыми реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год
Фонд социального страхования не наделен полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета.
В силу общих положений бюджетного законодательства и статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации - это обусловленные законом обязанности государства или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому лицу средства из федерального бюджета. Расходные обязательства возникают в результате принятия федеральных законов. Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования федерального бюджета.
Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм, суд сделал правильный вывод, что финансирование расходов на предоставление гражданам санаторно-курортных путевок обеспечивается федеральным бюджетом, а поэтому обязательства Фонда ограничены объемом средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Обеспечение граждан путевками за пределами выделенных средств либо за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели, законом не предусмотрено.
Обоснованно суд не усмотрел вины и Министерства финансов Российской Федерации в непредоставлении истице путевки на санаторно-курортное лечение, так как к полномочиям Министерства финансов и подведомственных ему органов не отнесены вопросы обеспечения инвалидов путевками.
Доводы жалобы о виновности ГУ ЛРО ФСС по Липецкой области в непредоставлении истице путевки судебная коллегия признает несостоятельными. Из материалов дела следует, что Липецкое региональное отделение в 2008 году неоднократно обращалось в Фонд социального страхования Российской Федерации с заявками о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приобретение санаторных путевок инвалидам, ссылаясь на то, что обеспеченность путевками составляет 46,8% от численности граждан, подавших заявления (л.д.101-104). Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии вины ответчика является правильным.
Доводы жалобы, что суд лишил истицу права предоставлять доказательства, отказав в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений о количестве поданных заявлений и выданных путевок, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку в материалах дела такие сведения имеются.
При вынесении решения суд оценил достоверность доказательств, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу, что не может повлечь отмену законного решения суда.
Ссылки истца на нарушение сроков рассмотрения дела правового значения не имеют, поскольку указанное обстоятельство в силу статьи 330 ГПК РФ не является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 20 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Пановой Валентины Николаевны- без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.