Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Л. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию муниципального совета муниципального образования города Красное Село Санкт-Петербурга вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2003 года, по протесту прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга было признано недействующим со дня принятия постановление муниципального совета муниципального образования города Красное Село Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года "Об обязательном уведомлении о начале строительных работ, проводимых на территории муниципального образования города Красное Село". Суды указали, что статья 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", определяя перечень предметов ведения муниципальных образований, не относит к вопросам местного значения дачу разрешения на строительство или отказ в регистрации разрешения на строительство, как и регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; данные вопросы градостроительной деятельности согласно законодательству Санкт-Петербурга относятся к ведению органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации муниципальный совет муниципального образования города Красное Село Санкт-Петербурга оспаривает конституционность статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". По мнению заявителя, эта статья сужает перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципальных образований, по сравнению с установленным федеральным законодательством, что нарушает право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и противоречит статьям 55 (часть 3), 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. Заявитель просит проверить ее конституционность как по содержанию, так и с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и органами местного самоуправления.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Проблемы соотношения государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге неоднократно исследовались Конституционным Судом Российской Федерации. Правовые позиции, касающиеся особенностей местного самоуправления в названных субъектах Российской Федерации, были изложены в ряде его решений, в том числе в официально опубликованных определениях от 10 ноября 2002 года о прекращении производства по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 6 Устава города Москвы, от 6 февраля 2003 года по жалобе гражданина И.А. Карпова на нарушение его конституционных прав положениями статьи 69 Устава города Москвы, статьи 5 Закона города Москвы "О районной Управе в городе Москве" и части 6 статьи 2 Закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы", от 5 июня 2003 года об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и жалобы администрации муниципального образования "Смольнинское" на нарушение той же нормой конституционных прав и свобод.
Согласно названным правовым позициям недопустимо лишение населения таких городских поселений, как города федерального значения, права на местное самоуправление и установление Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства. Что касается положений федерального законодательства, предполагающих возможность учета особенностей местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге (абзац второй пункта 3 статьи 6, абзац четвертый пункта 1 и абзац второй пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями), то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, они носят бланкетный характер, отсылают к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации и не допускают самостоятельного установления Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства. При этом предполагается, что соответствующие положения законов и других нормативно-правовых актов Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации не должны приобретать неконституционный смысл, расходящийся с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как ранее Федеральный закон от 28 августа 1995 года, устанавливает, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (часть 3 статьи 79).
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления им отнесено, в частности, утверждение документов территориального планирования и правил застройки, выдача разрешений на строительство на соответствующей территории (пункты 1, 3 и 5 части 1, пункты 1, 3 и 5 части 2, пункты 1, 3 и 5 части 3 статьи 8). Федеральным законом от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (статья 13) были внесены соответствующие изменения в статьи Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирующие вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа (пункт 20 части 1 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 15, пункт 26 части 1 статьи 16).
В то же время Градостроительный кодекс Российской Федерации, определяя особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, устанавливает, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 2 статьи 63). Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 5 статьи 63).
Таким образом, отсутствует какая-либо неопределенность в вопросе о конституционности статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" в части, не относящей к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, выдачу разрешения на строительство или отказ в регистрации разрешения на строительство на территории муниципального образования, поскольку возможность осуществления данных полномочий в области градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на основе законов этих субъектов Российской Федерации, а не органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований допускается федеральными законодательными актами, соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения и изложенным в настоящем Определении правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы муниципального совета муниципального образования города Красное Село Санкт-Петербурга, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривается конституционность статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", относящая вопросы разрешения на строительство, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований к ведению органов государственной власти Санкт-Петербурга. Заявитель - муниципальное образование считает, что данная статья сужает перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципальных образований, по сравнению с установленным федеральным законодательством, чем нарушается право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, в частности об обязательном уведомлении о начале строительных работ, и противоречит статьям 55 (часть 3), 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации.
Конституционный суд не принял жалобу к рассмотрению, поскольку не усматривает какой-либо неопределенности в вопросе о конституционности оспариваемой статьи в части разграничения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в области градостроительной деятельности. Подобное разграничение допускается федеральными законодательными актами и соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального совета муниципального образования города Красное Село Санкт-Петербурга на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге"
Текст определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 6