Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Белякова В*** В*** на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 06 декабря 2013 года, которым суд постановил:
Юридическое лицо администрация города Ульяновска, ИНН ***, ОГРН ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Реквизиты заполняемого платежного поручения: Счет N *** БИК *** Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновск. Получатель: ИНН *** КПП *** Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ОКАТО ***. КБК ***. Наименование неналогового платежа, сбора: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
УСТАНОВИЛ:
11.10.2013 государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области Соловьевой О.А. составлен протокол об административном правонарушении N *** в отношении администрации муниципального образования "город Ульяновск" по ст. 8.2 КоАП РФ.
Правонарушение выразилось в том, что администрация МО "город Ульяновск" в нарушение п.1 ч.1 ст.4, ч.1, п.1 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.8, ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно: не организовала сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории МО "город Ульяновск", допустила их сброс на почву в 1,5 км северо-восточнее от железнодорожного вокзала "Ульяновск-Центральный" вдоль автомобильной дороги по ул.С*** в Ж*** районе г.Ульяновска, в связи с чем образовался незаконный объект размещения отходов.
15.10.2013 протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.
Рассмотрев этот материал, судья Ленинского районного суда г.Ульяновска 06.12.2013 вынес указанное выше постановление, которым администрация г.Ульяновска привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, защитник администрации г.Ульяновска Беляков В.В. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод суда о виновности в администрации МО "город Ульяновск" основан лишь на фиксации размещения ТБО на территории муниципального образования.
Полагает, что судом не установлен факт действий администрации г.Ульяновска по обращению с отходами, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.08.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также того, какие именно требования администрация не соблюдала.
Указывает, что "организация" подразумевает создание необходимых условий для сбора и вывоза отходов с территории городского округа, ссылается на положения СанПин 42-128-4690-88. Суд не проанализировал понятия, установленные ст.1 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.2013.
Полагает, что в действиях администрации отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Администрация г.Ульяновска не осуществляет сбор, складирование, использование, сжигание, переработку, обезвреживание, транспортировку, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления.
Административный орган не выявил лиц, осуществивших сброс отходов. Собственником отходов администрация не является, информация о собственнике земельного участка также отсутствует.
Полагает, что органы местного самоуправления не обязаны организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку опасных отходов. Свои полномочия администрация МО "город Ульяновск" реализует путем издания правовых актов. Речь идет о размещении ТБО на почве на территории муниципального образования.
Полагает, что суд необоснованно сослался на ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ и на ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ.
Со ссылкой на Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 полагает, что уборку мусора должны производить организации по обслуживанию жилого фонда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Белякова В.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Как следует из ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Положениями ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В силу ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N7 "Об охране окружающей среды", п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п.1 ст.1 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" муниципальное образование "Город Ульяновск" является городским округом.
Согласно п.п.12, 24 п.1 ст.3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Согласно п.4 ст.40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ходе проведенного Управлением Росприроднадзора рейдового мероприятия было выявлено, что на территории МО "город Ульяновск", в 1,5 км северо-восточнее от железнодорожного вокзала "Ульяновск-Центральный" вдоль автомобильной дороги по ул.С*** в Ж*** районе г.Ульяновска образован незаконный объект размещения отходов и строительного мусора, общей площадью 1487 кв.м., что подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 15.08.2013, а также фотографиями, и не оспаривается представителем администрации г.Ульяновска.
Из представленных в дело протоколов биотестирования следует, что обнаруженные отходы относятся к IV классу опасности для окружающей природной среды.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрация города Ульяновска, обладая соответствующими властными полномочиями, будучи ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не предприняла достаточных мер по выявлению мест несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов и по предотвращению сброса отходов на почву на территории указанного муниципального образования.
Наличие несанкционированной свалки на территории муниципального образования свидетельствует о недостаточной организации указанных вопросов, а также о неполной реализации закрепленных законом за администрацией г.Ульяновска соответствующих властных полномочий на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации МО "город Ульяновск" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
В силу приведенных выше нормативно-правовых актов администрация МО "г.Ульяновск" несет ответственность за неисполнение на территории города требований законодательства, относящегося к вопросам местного значения, куда отнесены и вопросы организации мероприятий в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Соответственно, администрация г.Ульяновска является субъектом ответственности вмененного ей административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что администрация г.Ульяновска сбором, обращением или переработкой отходов не занимается, не могут служить основанием к отмене состоявшегося постановления, поскольку в вину администрации вменено неосуществление мероприятий в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доказательств того, что собственником земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, является иное лицо, в материалы дела не предоставлено, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Иные доводы жалобы опровергаются установленными судом обстоятельствами и не влияют на законность состоявшегося по делу судебного постановления.
Постановление о привлечении администрации города Ульяновска к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации г.Ульяновска в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 06 декабря 2013 года оставить без изменения, а жалобу защитника администрации города Ульяновска Белякова В*** В*** - без удовлетворения.
Судья Д.А. Логинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.