Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,
при секретаре Ульяниной Э.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Парфирьевой В*** И*** удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Парфирьевой В*** И*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы с 01.11.1991 года по 01.07.1999 года в должности медицинской сестры в У*** областном специализированном Доме детства, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.03.2001 года по 02.04.2001 года, с 02.03.2006 года по 30.03.2006 года, с 03.03.2011 года по 02.04.2011 года и назначить ей трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения досрочно - с 24.01.2012 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Парфирьева В.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии.
В обоснование иска указала, что 27.10.2011 она устно обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Решением комиссии ответчика (протокол от 03.02.2012) в назначении пенсии ей было отказано, при этом в специальный трудовой стаж не засчитан период работы с 01.11.1991 по 01.07.1999 в должности медицинской сестры в У*** областном Доме детства, поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464; кроме того, данное учреждение не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в Списках и правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002. Не засчитаны в специальный стаж работы истицы периоды нахождения ее в учебных отпусках с 05.03.2001 по 02.04.2001, с 02.03.2006 по 30.03.2006 и с 03.03.2011 по 02.04.2011. С решением ответчика была не согласна. С учетом уточненных исковых требований просила обязать УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, время ее работы с 01.11.1991 по 01.07.1999 в должности медицинской сестры в *** областном Доме детства, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.03.2001 по 02.04.2001, с 02.03.2006 по 30.03.2006 и с 03.03.2011 по 02.04.2011 и назначить ей пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения в пенсионный орган - с 24.01.2012.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья "Дом детства" и Государственное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N ***".
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована тем, что суд без законных оснований обязал Управление Пенсионного фонда включить в специальный стаж истицы период ее работы в должности медсестры Ульяновского областного дома детства. Ссылаясь на п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и утвержденный этим же Постановлением Список должностей и учреждений, автор жалобы указывает, что наименование учреждения, в котором работала истица, не соответствует наименованиям учреждений, предусмотренных Списком. Учреждение "Ульяновский областной Дом детства" является образовательным учреждением, в то время как законодатель предусмотрел, что выполнение лечебной и иной деятельности по охране здоровья должно осуществляться в учреждениях здравоохранения. Суд, указывая в решении, что в структуре У*** областного Дома детства имеются приемно-карантинное отделение (изолятор), лечебно-диагностическое отделение с санаторными группами, не учел, что данные структурные подразделения не поименованы в Списке и Правилах, в штатном расписании данные структурные подразделения не выделены, к тому же не установлено, в каком структурном подразделении работала истица. Не соглашается автор жалобы и с включением в специальный стаж истицы периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации. Указывает в этой связи, что в такие периоды Парфирьева В.И. не занималась лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня.
В возражениях на апелляционную жалобу Парфирьева В.И. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Парфирьевой В.И., представителей ответчика УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, третьих лиц - Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья "Дом детства", Государственного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N ***", извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что 24.01.2012 Парфирьева В.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 03.02.2012 N 96249 (протокол N 162) в назначении пенсии истице было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж истицы было засчитано 22 года 05 месяцев 04 дня. Не включены в специальный стаж период работы с 01.11.1991 по 01.07.1999 в должности медицинской сестры в У*** областном Доме детства, так как данное учреждение не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в Списках, утвержденных Постановлением Правительства N 781 от 29.10.2002; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.03.2001 по 02.04.2001, с 02.03.2006 по 30.03.2006 и с 03.03.2011 по 02.04.2011, поскольку курсы не засчитываются в специальный стаж работы.
Однако с позицией УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ досрочная трудовая пенсиях по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который в разделе "Наименование должностей" содержит должность медицинской сестры. В разделе "Наименование учреждений" указаны: Дом ребенка (п. 17), Дом ребенка специализированный (п. 18); кроме того, в п. 31 вышеуказанного Списка перечислены учреждения социального обслуживания, в том числе, социальный приют для детей и подростков, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом-интернат для детей с физическими недостатками.
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 (в редакции, действовавшей до 26.05.2009) в стаж работы для досрочного назначения пенсии по указанному основанию засчитывается работа в медицинских группах, медицинских пунктах, врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.
Как установлено судом, У*** областной специализированный дом ребенка на основании решения У*** облисполкома от 04.10.1988 из отдела здравоохранения был передан отделу образования и на базе Дома ребенка был организован детский дом нового типа - Дом детства для воспитания детей от 0 до 18 лет.
Согласно Положению об областном Доме ребенка - Доме детства, утвержденному начальником управления народного образования от 30.01.1989, Дом детства создан для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 18 лет, и состоял первоначально из нескольких подразделений, в том числе: приемно-диагностического, который имел кабинет функциональной диагностики, кабинет восстановительного лечения, физиотерапевтический кабинет, лабораторию, санаторные группы для оздоровления детей, изолятор-стационар, поликлинику.
Уставом государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "*** областной специализированный Дом детства", утвержденным 24.04.1996, предусмотрено, что в функциональном отношении Учреждение является межведомственной организацией, так как осуществляет как педагогическую, так и медицинскую деятельность. Консультативную и организационную помощь по медицинским вопросам и учебе медперсонала Учреждение получает от Комитета здравоохранения администрации Ульяновской области. Медицинская деятельность Дома детства подлежит лицензированию в установленном порядке. Учреждение самостоятельно разрабатывает структуру подразделений, организационную схему управления, штатное расписание и Положение о функциональной деятельности. Количество штатных единиц утверждается по существующим нормам для работников образования и здравоохранения с учетом работы в ночное время педагогических и медицинских работников в специализированном учреждении.
Согласно Уставу Областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии "Дом детства", утвержденному 07.08.2002, детский дом осуществлял врачебную амбулаторно-поликлиническую помощь по специальностям: педиатрия, психиатрия, неврология, отоларингология, пульмология, кардиология, стоматология, хирургия, ортопедия, дерматология, физиотерапия, ИРТ, ЛФК, массаж и другую медицинскую деятельность.
Из Устава Областного государственного образовательного Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья "Дом детства", утвержденного 15.09.2009, видно, что детский дом создан в целях обеспечения педагогической и медицинской коррекции детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своей структуре имеет приемно-карантинное отделение (изолятор), лечебно-диагностическое отделение с санаторными группами, приемно-диагностическое отделение. При этом детский дом осуществляет медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии. Основной задачей медицинской службы детского дома является полное обследование поступающих детей с последующей реабилитацией и обеспечением хорошего состояния здоровья, физического и психического развития в соответствии с возрастом.
Имеющиеся в материалах дела лицензии, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, свидетельствуют о том, что Дому детства разрешено осуществление медицинской деятельности: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: детской кардиологии, неврологии, педиатрии, физиотерапии, стоматологии, травматологии, ортопедии.
Из выписок из штатного расписания Дома детства за 1991-1999 гг. следует, что в штате данного учреждения имелись как врачи, так и средний медицинский персонал.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Г*** Т.В. и Г*** Н.Н. подтвердили, что истица в спорный период работала в учреждении медсестрой процедурного кабинета, где выполняла забор крови, внутримышечные и внутривенные инъекции, различного рода ингаляции, а также иные должностные обязанности, непосредственно связанные с охраной здоровья детей - воспитанников учреждения.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Дома ребенка (учреждения системы здравоохранения), и образовательные учреждения в виде Детских домов, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - относятся к учреждениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью образования указанных учреждений является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав положения вышеназванных нормативных актов, регулирующих вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и правильно оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости включения в льготный трудовой стаж истицы для досрочного назначения пенсии вышеуказанного периода ее работы в Доме детства (Специальном (коррекционном) детском доме для детей с отклонениями в развитии), поскольку работая медицинской сестрой в указанном образовательном учреждении, Парфирьева В.И. в силу возложенных на нее должностных обязанностей, выполняла лечебную и иную деятельность, связанную с охраной здоровья детей - воспитанников детского дома. При этом суд обоснованно учитывал целый ряд имеющих значение для дела обстоятельств, а именно, что: данный детский дом создан для детей с отклонениями в развитии; в задачи детского дома входит обеспечение медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; в детском доме имеются санаторные группы; медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинском персоналом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, разрешается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В связи с изложенным, суд правильно пришел к выводу, что оснований для отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы Парфирьевой В.И. в вышеуказанном специализированном детском доме в должности медицинской сестры, не имелось.
С учетом совокупности собранных и исследованных по делу доказательств иное решение суда первой инстанции нельзя было бы признать обоснованным.
Правильным является решение суда и в части зачета в льготный стаж истицы периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации.
Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает включение таких периодов в льготный стаж работы, по мнению судебной коллегии подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Как ранее действующее трудовое законодательство - статья 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, так и ныне действующее - статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.
По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Так, судом установлено, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.03.2001 по 02.04.2001, с 02.03.2006 по 30.03.2006 и с 03.03.2011 по 02.04.2011 истица работала медицинской сестрой процедурного дневного стационара ГУЗ Городская поликлиника N ***; находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя, соответственно обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения обучения на курсах повышения квалификации за истицей сохранялось и место работы и заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им, как работником, на основании должностной инструкции, обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
С учетом периодов работы, включенных судом в специальный стаж истицы, к моменту ее обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии, у нее имелся необходимый стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению Парфирьевой В.И. пенсии по старости по вышеуказанным основаниям с момента обращения, а именно с 24.01.2012.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.