Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Бабойдо И.А. и Костенко А.П.,
при секретаре Павлове Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Повха И*** С*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 января 2013 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Повха И*** С*** к Повх В*** А***, Шаренковой О*** О*** о признании недействительным завещания Повха С*** И*** от 01 июля 2010 года, удостоверенного Явочкиной Л.А., исполняющей обязанности нотариуса города Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области Шаренковой О.О., зарегистрированного в реестре N 4-2756, отказать.
Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения представителя Повха И.С. - Бецких Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Повх В.А. - Наумова Д.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Повх И.С. обратился в суд с иском к Повх В.А., Шаренковой О.О. о признании недействительным завещания от 01 июля 2010 года, составленного его отцом П*** С.И., умершим *** 2012 года.
Согласно указанному завещанию принадлежавшая отцу квартира по адресу: г.Димитровград, ул.***, была завещана Повх В.А.
Истец указал, что отец всю свою жизнь злоупотреблял спиртными напитками, с августа 2008 года вел себя неадекватно, в момент составления завещания он не был способен понимать значение своих действий и разумно руководить ими.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В апелляционной жалобе Повх И.С., не соглашаясь с решением, просит его отменить.
В жалобе ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным им в исковом заявлении. Полагает, что судом нарушены положения ст.ст. 67, 86 ГПК РФ и в основу решения неправомерно положены выводы посмертной судебно-психиатрической экспертизы, из которой следует, что степень имеющихся у П*** С.И. расстройств была не столь значительна и не лишала его способности понимать значение своих действий и руководить ими, в том числе на момент составления завещания. Истец считает, что выводы данного заключения противоречат представленным им доказательствам. Суд необоснованно руководствовался показаниями свидетелей ответчика, при этом не учел степень родства между ними и их явную заинтересованность в исходе дела. Полагает, что понесенные им расходы по оплате экспертизы должны быть возложены на ответчиков.
В возражениях на апелляционную жалобу нотариус Шаренкова О.О. просит решение суда от 14.01.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Материалами дела установлено, что 01 июля 2010 года Повхом Сергеем Ивановичем было составлено завещание, удостоверенное Явочкиной Л.А., временно исполняющей обязанности нотариуса города Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области Шаренковой О.О., из текста которого следует, что принадлежащая наследодателю квартира, находящаяся по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.***, П*** С.И. завещал Повх В.А., ответчице по делу.
Истцом, как наследником первой очереди умершего П*** С.И., указанное завещание оспаривалось по мотивам того, что его отец злоупотреблял спиртными напитками и в момент составления завещания не мог понимать значение совершаемых действий и разумно ими руководить.
В соответствии с ч.2 ст. 1118 ГК РФ завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме, оно должно быть собственноручно подписано завещателем (ч.3 ст. 1125 ГК РФ).
Согласно ч.2 ст. 1131 ГК РФ завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права и законные интересы которого нарушены этим завещанием
В соответствии со ст.177 ГК РФ завещание, совершенное гражданином хотя и дееспособным, но находящимся в момент его совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть оспорено и признано судом недействительным.
Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, надлежаще оценив добытые по делу доказательства, суд пришел к верному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Повхом И.С. требований.
Данные выводы суда подробно в решении мотивированы, сомневаться в их обоснованности оснований у суда вышестоящей инстанции не имеется.
Для устранения возникших в ходе рассмотрения дела противоречий относительно волеизъявления П*** С.И. на составление завещания, суд первой инстанции правомерно назначил по делу посмертную судебно-психиатрическую экспертизу в отношении наследодателя, проведение которой было поручено Областной клинической психиатрической больнице им. Карамзина.
Из заключения экспертов Областной клинической психиатрической больницы им. Н.М. Карамзина N *** от 13.12.2012 г. следует, что Повх И.С. хроническим психическим расстройством не страдал. У него имел место ***, степень имеющихся расстройств была не столь значительна, не сопровождалась грубыми *** и не лишала его способности понимать значение своих действий и руководить ими, в том числе и на момент составления завещания 01 июля 2010 года.
Принимая во внимание указанное заключение экспертов, другие добытые по делу доказательства, суд правомерно указал в решении, что в момент составления завещания П*** С.И. мог понимать значение своих действий и разумно ими руководить, поэтому указанное выше завещание не может быть признано недействительным.
Доводы апелляционной жалобы о необъективности посмертной судебной психиатрической экспертизы и несоответствии её выводов показаниям свидетелей Филипповой В.А., Шишкиной В.И., Бецких Т.П., основанием для признания экспертного заключения недопустимым доказательством служить не могут, так как выводы эксперта относительно состояния здоровья и душевного состояния наследодателя основаны на представленных в дело доказательствах, а кроме того, показания указанных выше свидетелей сводились к утверждению о постоянном нахождении П*** С.И. в состоянии алкогольного опьянения, о психическом и душевном его состоянии свидетели ничего не поясняли.
Воздействие на волеизъявление П*** С.И. при составлении завещания в суде первой инстанции доказано не было.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Нарушений судом норм материального и процессуального права при разрешении спора судебная коллегия не усматривает.
Обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Повха И*** С*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.