Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Костюниной Н.В., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Линник Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования " Кузоватовский район" Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 15 июля 2013 года, которым суд решил:
Исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования " Кузоватовский район" Ульяновской области по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного постановлением Госстандарта от 09.11.1999 N 400-ст., незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования " Кузоватовский район" Ульяновской области в срок до 01 января 2014 года в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 N 400-ст., обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования " Кузоватовский район" Ульяновской области следующим оснащением и оборудованием:
- системой видеоконференцсвязи;
- специально оборудованным металлическим сейфом для хранения пакетов на изменение режимов функционирования;
- спутниковой системой ГЛОНАСС (персональный компьютер с установленными ключевыми файлами на транспортные средства);
- серверным оборудованием;
- средствами записи телефонных переговоров и определения номера звонящего абонента;
- средствами радиосвязи (УКВ, КВ радиостанции).
Обязать администрацию муниципального образования " Кузоватовский район" в срок до 01.01.2014 года организовать в единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования " Кузоватовский район" Ульяновской области структурированную кабельную систему и локальную вычислительную сеть; установить специализированные средства хранения данных, организовать автоматизированное рабочее место запуска местной системы оповещения, а также систему оповещения руководящего состава.
Заслушав доклад председательствующего по делу, выслушав объяснения Еремина Ю.П. представляющего интересы администрации МО " Кузоватовский район" и поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Выслушав прокурора Фомичева Д.Ю. полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а также выслушав Верижникову Н.Л. и Романову Е.В., представляющих интересы третьего лица (ГУ МЧС России по Ульяновской области), полагавших, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования " Кузоватовский район" Ульяновской области (далее администрация МО " Кузоватовский район") о признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ, обязании администрации МО " Кузоватовский район" обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу необходимым материально-техническим оборудованием.
В обоснование иска указано, что в нарушение норм ГОСТ Р 22.7.01-99 и Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (далее - ЕДДС) в ЕДДС МО " Кузоватовский район" отсутствует надлежащее оснащение и оборудование. На момент проведения прокурорской проверки в наличии имелись лишь оргтехника и метеостанция.
По данному факту в адрес главы администрации МО " Кузоватовский район" 22.10.2012 прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений закона. Из ответа, поступившего от ответчика на представление, указывалось на отсутствие денежных средств в бюджете района и отложении рассмотрения данного вопроса в 2013 году. До настоящего времени вопрос по приобретению всего необходимого оборудования для ЕДДС не решен.
Неисполнение администрацией МО " Кузоватовский район" установленных законодательством обязанностей способствует несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населения муниципального образования " Кузоватовский район".
Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО " Кузоватовский район" по обеспечению ЕДДС муниципального образования оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 N 400-ст, и обязать ответчика в срок до 01.01.2014 обеспечить ЕДДС МО " Кузоватовский район" следующим оснащением и оборудованием:
- системой видеоконференцсвязи;
- специально оборудованным металлическим сейфом для хранения пакетов на изменение режимов функционирования;
- спутниковой системой ГЛОНАСС (персональный компьютер с установленными ключевыми файлами на транспортные средства);
- серверным оборудованием;
- средствами записи телефонных переговоров и определения номера звонящего абонента;
- прибором радиационного контроля;
- средствами радиосвязи (УКВ, КВ радиостанции);
а также, обязать администрацию МО " Кузоватовский район" в вышеуказанный срок организовать в единой дежурно-диспетчерской службе МО " Кузоватовский район" Ульяновской области структурированную кабельную систему и локальную вычислительную сеть; установить специализированные средства хранения данных, организовать автоматизированное рабочее место запуска местной системы оповещения, а также систему оповещения руководящего состава.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Главное управление МЧС России по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО " Кузоватовский район" Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указано, что в силу п.4 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам местного самоуправления было лишь рекомендовано до 31.12.2012 завершить работу по созданию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы 112. Таким образом, выполнение вышеуказанных мероприятий является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Во исполнение данного Указа администрацией МО " Кузоватовский район" Ульяновской области были проведены следующие мероприятия: постановлением администрации МО " Кузоватовский район" Ульяновской области от 02.07.2010 N311 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе "112" МО " Кузоватовский район"; решениями Совета депутатов МО " Кузоватовский район" Ульяновской области от 29.07.2010 NN10/69 и 10/72 утверждены её структура и штатное расписание.
Таким образом, единая дежурно-диспетчерская служба "112" МО " Кузоватовский район" создана с 01.08.2010, то есть в установленный Указом срок, и действует по настоящее время. За период её действия, исходя из финансовых возможностей бюджета МО " Кузоватовский район", она была оснащена определенным оборудованием. Перечень данного оборудования в апелляционной жалобе приводится.
В дальнейшем, по мере поступления средств в бюджет муниципального образования, планируется продолжить оснащение единой дежурно-диспетчерской службы "112" МО " Кузоватовский район" оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99. Однако сделать все одновременно не представляется возможным, так как бюджет МО " Кузоватовский район" на 2013 год является дефицитным. При этом, следует отметить, что при формировании статей расходов бюджета МО " Кузоватовский район" на 2013 год, денежных средств на обеспечение единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 предусмотрено не было. Следовательно, исполнение оспариваемого решения суда в срок до 01.01.2014 повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, что является недопустимым и уголовно наказуемым деянием.
Указано, что при имеющемся объёме материально технического обеспечения службы ЕДДС МО " Кузоватовский район" можно сделать однозначный вывод о том, что основная цель её создания выполняется в полном объеме. Службой ЕДДС обеспечен прием и вызов экстренных оперативных служб по принципу "одного окна", минимальное оборудование по организации комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях), также имеется.
Более того, судом при вынесении решения не были учтены положения Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", согласно которых органам местного самоуправления было рекомендовано завершить работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе путём реализации целевых программ, до 2017 года.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации МО " Кузоватовский район" N 311 от 02.07.2010 года на территории МО " Кузоватовский район" создана ЕДДС муниципального образования, которая функционирует на базе телефонного номера "112" в МЧС и оснащена двумя жидкокристаллическими панелями для проведения ВКС и для видеосвязи КСЧ МО, баннером, многофункциональным устройством, УКВ радиостанцией, монитором Скайп, монитором для обработки паспортов территорий, кнопочным телефонным аппаратом с консолью для набора номеров не менее 30 абонентов и беспроводной гарнитурой, клавиатурой, системным блоком, демосистемой для документации, метеостанцией, ноутбуком, факсом и мини АТС для прямой связи со службами РСЧС, социально значимыми, ПОО объектами.
Вместе с тем, в ЕДДС МО " Кузоватовский район" отсутствует необходимое для ее работы оснащение и оборудование: система видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; спутниковая система ГЛОНАСС (персональный компьютер с установленными ключевыми файлами на транспортные средства); серверное оборудование; средства записи телефонных переговоров и определения номера звонящего абонента; средства радиосвязи (УКВ, КВ радиостанции), структуированная кабельная система и локальная вычислительная сеть; специализированные средства хранения данных, автоматизированное рабочее место запуска местной системы оповещения, а также система оповещения руководящего состава.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Т*** В.В., Г*** А.Ю., а также письмом начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области N3891-18/4-6 от 08 мая 2013 года Кисилева И.В.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона и указанным Постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Создание территориальных подсистем единой системы в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Органами повседневного управления Единой системы являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании пп. "г", " з" ч. 2 ст. 11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Как следует из п. 4, п. 9 Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.10.2005 N 160, на каждом уровне областной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
В соответствии с п. 30 данного Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.
Как следует из п. 3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 N 400-ст (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99), узел связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.
Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 установлено, что для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.
Согласно п. 1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 N 5 (далее - Положение о ЕДДС), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с п. 1.4.8 Положения о ЕДДС средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер "112"; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
Как следует из п. 3.4.1 Положения о ЕДДС требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1240-р.
Согласно п. 3.4.2 Положения о ЕДДС в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.
Необходимость оснащения ЕДДС муниципального образования указанным выше оборудованием предусмотрена также Типовыми техническими требованиями по оборудованию комплексом средств автоматизации, средствами радиосвязи и глобальной навигационной спутниковой системой "ГЛОНАСС" помещений ЕДДС муниципальных образований в соответствии с "Типовым размещением ОДС ЕДДС муниципального образования", разработанными Приволжским региональным центром МЧС России.
Принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и учитывая, что ЕДДС МО " Кузоватовский район" не обеспечена надлежащим оснащением и оборудованием, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным и обязании ответчика обеспечить ЕДДС необходимым материально-техническим оборудованием.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия по делу не усматривает.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования " Кузоватовский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.