Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шишовой В.Ю., Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Ставропольского края Богдановой Г.В.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 24 сентября 2014 года
по иску прокурора Ипатовского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ставропольского края о признании незаконным бездействия Правительства Ставропольского края по включению в реестр собственности субъекта РФ недвижимого имущества -бесхозяйного скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования - г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, расположенного в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, обязании Правительство Ставропольского края включить в реестр собственности субъекта РФ -Ставропольского края бесхозяйное недвижимое имущество - скотомогильник, расположенный в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, обязании Правительство Ставропольского края обустроить скотомогильник в соответствии с требованиями законодательства
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ипатовского района СК в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указав, что прокурорской проверкой установлено наличие бесхозяйного скотомогильника в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово (+45°44 14.41 с.ш., +42°53 18.83 в.д.), состояние его не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Установлено, что в нарушение п.п. 1.7, 5.6, 5.7, 5.8, 5.10, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995 г. N 13-7-2/469 территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, стены и дно ямы не выложены водонепроницаемым материалом; навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован; нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, инструментов; отсутствуют ворота скотомогильника, крышка биотермической ямы не запирается на замки; отсутствуют удобные подъездные пути к скотомогильнику. Вследствие бесхозности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно. В собственность или ведение администрации муниципального образования г. Ипатово скотомогильник не передавался, на балансе администрации он не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации поселения не передавались, а потому спорный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено в муниципальную собственность.
Вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильника, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ. Однако, Правительство Ставропольского края, в нарушение указанных норм законодательства, уклоняется от исполнения обязанности по постановке на баланс бесхозяйного скотомогильника. Прокуратурой Ставропольского края неоднократно указывалось Правительству Ставропольского края на необходимость принятия мер по постановке на баланс бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории края. Однако, требования прокуратуры Ставропольского края до настоящего времени Правительством Ставропольского края так и не исполнены.
Просил признать незаконным бездействие Правительства Ставропольского края по включению в реестр собственности субъекта Российской Федерации недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, обязать Правительство Ставропольского края включить в реестр собственности субъекта Российской Федерации указанное бесхозяйное недвижимое имущество, обязать Правительство Ставропольского края обустроить скотомогильник, расположенный в северо-западном направлении в 1 км от г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края (+45°44 14.41 с.ш., +42°53 18.83 в.д.) в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором, высотой не менее 2 метров, устроить над ямой на высоте 2,5 метров навес, длиной 6 метров, шириной 3 метра, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, установить ворота на скотомогильник, установить замки на крышке биометрической ямы, провести удобные подъездные пути к скотомогильнику.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 24 сентября 2013 заявленные прокурором требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Правительства Ставропольского края по включению в реестр собственности субъекта РФ недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования - г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, расположенного в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края (+45°44 14.41 с.ш., +42°53 18.83в.д.).
На Правительство Ставропольского края возложена обязанность включить в реестр собственности субъекта РФ - Ставропольского края бесхозяйное недвижимое имущество - скотомогильник, расположенный в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края (+45°44 14.41 с.ш., +42°53 18.83 в.д.).
На Правительство Ставропольского края возложена обязанность обустроить скотомогильник, расположенный в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии", п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995г. N 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором, высотой не менее 2 метров, устроить над ямой на высоте 2,5 метров навес, длиной 6 метров, шириной 3 метра, установить ворота на скотомогильник.
В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Правительства СК Богданова Г.В. указывает, что решение суда незаконное и необоснованное, судом неправильно применены нормы материального права. Просит отменить решение суда в части признания незаконным бездействие Правительства Ставропольского края по включению в реестр собственности субъекта РФ недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования - г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, расположенного в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края (+45°44 14.41 с.ш., +42°53 18.83в.д.); возложения обязанности на Правительство Ставропольского края включить в реестр собственности субъекта РФ - Ставропольского края бесхозяйное недвижимое имущество - скотомогильник, расположенный в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края (+45°44 14.41 с.ш., +42°53 18.83 в.д.); возложения обязанности на Правительство Ставропольского края обустроить скотомогильник, расположенный в северо-западном направлении в 1 км от г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии", п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995г. N 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором, высотой не менее 2 метров, устроить над ямой на высоте 2,5 метров навес, длиной 6 метров, шириной 3 метра, установить ворота на скотомогильник. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора района Бенько В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей Правительства СК Богданову Г.В., действующую на основании доверенности N 01-26/13840 от 31 декабря 2013 года, Демьянову Н.Е., действующую на основании доверенности N 01-24/13171 от 16 декабря 2013 года, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Абонеева Д.В., действующего на основании доверенности N 01-05/59 от 13.01.2014 года, просившего решение суда отменить, прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкину Е.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
При рассмотрении возникшего спора суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, а также нормами процессуального права - положениями ГПК РФ.
Статьей 72 Конституции РФ закреплено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесят только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой Ипатовского
района СК проверкой соблюдения требований законодательства о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории
Ипатовского района, установлено, что в северо-западном направлении в 1 км
от г. Ипатово (+45°44 14.41 с.ш., +42°53 18.83 в.д.) расположен
скотомогильник, состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям.
Установлено, что указанный скотомогильник является бесхозным, что подтверждается информацией администрации Ипатовского муниципального района N 206 от 26.04.2013, информацией Управления ветеринарии Ставропольского края от 22.04.2013, информацией администрации муниципального образования г. Ипатово N 1/10-540/15 от 25.04.2013, информации Правительства Ставропольского края N 31/7550 от 15.08.2012.
В нарушение п.п. 1.7, 5.6, 5.7, 5.8, 5.10, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995 г. N 13-7-2/469, территория скотомогильника, расположенного в северо-западном направлении в 1 км от г. Ипатово, не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, стены и дно ямы не выложены водонепроницаемым материалом; навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован; нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, инструментов; отсутствуют ворота скотомогильника, крышка биотермической ямы не запирается на замки; отсутствуют удобные подъездные пути к скотомогильнику.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку скотомогильники - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Доводы апелляционной жалобы Правительства СК о том, что скотомогильники являются объектами, отнесенными при разграничении государственной собственности к объектам федеральной собственности, судебная коллегия изучила и не находит возможным положить в основу отмены решения суда, поскольку в силу подпункта 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции положениям действующего законодательства не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 24 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.