Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М. и Строчкиной Е.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2014 года
дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края Евдокимова С.В.
на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 06 ноября 2013 года
по гражданскому делу по заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края, выразившегося в необращении в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объектов электроэнергетики - воздушных линий (ВЛ): ВЛ-бкВ РП-1 до закрытой трансформаторной подстанции (ЗТП)-32-33 протяженностью 1080 метров, ВЛ-бкВ от ЗТП-30 до ЗТП-38-38 протяженностью 468 метров, ВЛ-6кВ-605 протяженностью 25150 метров, ВЛ-0,4кВ комплектная трансформаторная подстанция КТП-70 Ф-1 протяженностью 916 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-70 Ф-2 протяженностью 1342 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-1 протяженностью 910 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-2 протяженностью 1030 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-125 Ф-1 протяженностью 108 метров; - кабельных линий (КЛ): КЛ-0,4кВ ЗТП-46 Ф-2 протяженностью 40 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-1 протяженностью 21 метр, КЛ- 0,4кВ ЗТП-30 Ф-2 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-4 протяженностью 467 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-6 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-8 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-9 протяженностью 206 метров, КЛ-0.4кВ ЗТП-30 Ф-1 0 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-11 протяженностью 230 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-39 Ф-5 протяженностью 80 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-5 протяженностью 607 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-6 протяженностью 558 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-8 Ф-3 протяженностью 45 метров, КТП-70/4, расположенных на территории г.Нефтекумска.
В обоснование требований указал, что прокурорской проверкой установлено наличие в г.Нефтекумске указанных выше бесхозяйных объектов электроэнергетики, которые предназначены для обеспечения электроэнергией населения, проживающего на территории муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края.
Обеспечение надлежащего технического состояния электрических сетей (объектов), своевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации сетей предупреждают возникновение чрезвычайных ситуаций и гарантируют бесперебойное предоставление коммунальных услуг по электроснабжению потребителям, проживающим на территории муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края.
По сведениям филиала ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" г.Нефтекумск сетевое обособленное подразделение "Электросеть" указанные линии электропередач не имеют собственника, эксплуатирующей организации не имеется.
Согласно ответам Нефтекумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на указанные объекты электроэнергетики информация о регистрации права собственности отсутствует.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжением населения. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Однако на протяжении длительного времени органом местного самоуправления г.Нефтекумска меры по постановке указанного бесхозяйного недвижимого имущества на учет с последующим принятием их в собственность с целью включения данных объектов в план ремонта или реконструкции не принимаются, требования ч.3 ст.225 ГК РФ не выполняются.
Расценивает непринятие мер органом местного самоуправления -администрацией МО г.Нефтекумска по постановке на учет вышеуказанных электрических сетей в качестве бесхозяйного имущества как бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края, выразившееся в необращении в Нефтекумский отдел Управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объектов электроэнергетики: воздушных линий (ВЛ): ВЛ-бкВ РП-1 до закрытой трансформаторной подстанции (ЗТП)-32-33 протяженностью 1080 метров, ВЛ-бкВ от ЗТП-30 до ЗТП-38-38 протяженностью 468 метров, ВЛ-6кВ-605 протяженностью 25150 метров, ВЛ-0,4кВ комплектная трансформаторная подстанция КТП-70 Ф-1 протяженностью 916 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-70 Ф-2 протяженностью 1342 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-1 протяженностью 910 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-2 протяженностью 1030 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-125 Ф-1 протяженностью 108 метров; - кабельных линий (КЛ): КЛ-0,4кВ ЗТП-46 Ф-2 протяженностью 40 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-1 протяженностью 21 метр, КЛ- 0,4кВ ЗТП-30 Ф-2 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-4 протяженностью 467 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-6 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-8 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-9 протяженностью 206 метров, КЛ-0.4кВ ЗТП-30 Ф-1 0 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-11 протяженностью 230 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-39 Ф-5 протяженностью 80 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-5 протяженностью 607 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-6 протяженностью 558 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-8 Ф-3 протяженностью 45 метров, КТП-70/4, расположенных на территории г.Нефтекумска; обязать администрацию муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края обратиться в Нефтекумский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии указанных электрических сетей на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (л.д.2-7).
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 06 ноября 2013 года заявление прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края, выразившееся в необращении в Нефтекумский отдел Управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объектов электроэнергетики: воздушных линий (ВЛ): ВЛ-бкВ РП-1 до закрытой трансформаторной подстанции (ЗТП)-32-33 протяженностью 1080 метров, ВЛ-бкВ от ЗТП-30 до ЗТП-38-38 протяженностью 468 метров, ВЛ-6кВ-605 протяженностью 25150 метров, ВЛ-0,4кВ комплектная трансформаторная подстанция КТП-70 Ф-1 протяженностью 916 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-70 Ф-2 протяженностью 1342 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-1 протяженностью 910 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-2 протяженностью 1030 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-125 Ф-1 протяженностью 108 метров; - кабельных линий (КЛ): КЛ-0,4кВ ЗТП-46 Ф-2 протяженностью 40 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-1 протяженностью 21 метр, КЛ- 0,4кВ ЗТП-30 Ф-2 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-4 протяженностью 467 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-6 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-8 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-9 протяженностью 206 метров, КЛ-0.4кВ ЗТП-30 Ф-1 0 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-11 протяженностью 230 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-39 Ф-5 протяженностью 80 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-5 протяженностью 607 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-6 протяженностью 558 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-8 Ф-3 протяженностью 45 метров, КТП-70/4, расположенных на территории г.Нефтекумска.
На администрацию муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края возложена обязанность обратиться в Нефтекумский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии указанных электрических сетей на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края Евдокимов С.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение судом норм процессуального и материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Достов Д.И. просит решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Представители администрации МО г.Нефтекумска Ставропольского края, прокуратуры Нефтекумского района Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что указанные участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" Демченко Е.Е., действующего по доверенности N * от 25.12.2013 года, просившего принять решение на усмотрение судебной коллегии, а также заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкиной Е.В. об отсутствии правовых оснований к отмене решения суда, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что объекты электроэнергетики: воздушные линии (ВЛ): ВЛ-бкВ РП-1 до закрытой трансформаторной подстанции (ЗТП)-32-33 протяженностью 1080 метров, ВЛ-бкВ от ЗТП-30 до ЗТП-38-38 протяженностью 468 метров, ВЛ-6кВ-605 протяженностью 25150 метров, ВЛ-0,4кВ комплектная трансформаторная подстанция КТП-70 Ф-1 протяженностью 916 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-70 Ф-2 протяженностью 1342 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-1 протяженностью 910 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-51 Ф-2 протяженностью 1030 метров, ВЛ-0,4кВ КТП-125 Ф-1 протяженностью 108 метров; - кабельных линий (КЛ): КЛ-0,4кВ ЗТП-46 Ф-2 протяженностью 40 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-1 протяженностью 21 метр, КЛ- 0,4кВ ЗТП-30 Ф-2 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-4 протяженностью 467 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-6 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-8 протяженностью 195 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-9 протяженностью 206 метров, КЛ-0.4кВ ЗТП-30 Ф-1 0 протяженностью 28 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-30 Ф-11 протяженностью 230 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-39 Ф-5 протяженностью 80 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-5 протяженностью 607 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-18 Ф-6 протяженностью 558 метров, КЛ-0,4кВ ЗТП-8 Ф-3 протяженностью 45 метров, КТП-70/4, расположенные на территории г.Нефтекумска, не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Данные сети не обслуживаются предприятием "Электросеть", в отношении них не проводятся плановые ремонты.
Доказательств принадлежности вышеуказанных электрических сетей на праве собственности ни муниципальному образованию, ни энергоснабжающей организации в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку линии электрических сетей находятся на территории муниципального образования г.Нефтекумска Ставропольского края, отказ администрации данного муниципального образования от обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии электрических сетей на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, в связи с чем пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия администрации МО г.Нефтекумска.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, так как он основан на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения - положений Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу пункта 2 статьи 50 этого же Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей.
Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года N 580.
Исходя из смысла пункта 3 статьи 225 ГК РФ и пункта 5 вышеназванного Положения орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан выполнять соответствующие обязанности.
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание, что спорные объекты - линии электрических сетей находятся на территории муниципального образования г.Нефтекумска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования г.Нефтекумска по вопросу обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных электрических сетей на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
Поскольку обязанность инициировать процесс постановки на учет бесхозяйного имущества администрацией муниципального образования г.Нефтекумска не выполнена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в необращении в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - указанных выше объектов электроэнергетики - воздушных линий.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что администрация г.Нефтекумска Ставропольского края необоснованно уклонилась от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по обращению в Нефтекумский отдел Управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет спорных бесхозяйных электрических сетей, в то время как обеспечение неопределенного круга лиц по указанным электрическим сетям, имеющего право на надежное и бесперебойное электроснабжение, относящееся к вопросам местного значения, является обязанностью органа местного самоуправления, через осуществление полномочий которого реализуется право граждан на решение вопросов местного значения, вывод о возложении на орган местного самоуправления соответствующей обязанности представляется правильным.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.