Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе Петрова Е.В.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2013 года
по делу по исковому заявлению Петрова Е.В. об оспаривании постановления администрации города Ставрополя об исключении из очереди нуждающихся в жилом помещении и восстановлении в списке граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главы администрации г.Ставрополя N 2859 от 26 августа 2013 года семья Петрова Е.В. исключена из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и из списка граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы".
Не согласившись с указанным постановлением, Петров Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления, признании его с составом семьи из четырех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на администрацию г.Ставрополя по восстановлению его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы".
В обоснование заявленных требований указал, что его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлением главы г.Ставрополя N 1330 от 26.05.2008 года включена в муниципальную программу "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на 2006-2008 годы".
Однако 26 августа 2013 года семья снята с учета и исключена из данной программы на основании п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, ввиду утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
С таким решением он не согласен, поскольку квартира, в которой он зарегистрирован вместе с членами своей семьи, им не принадлежит. В общей сложности в данной квартире зарегистрировано и проживает шесть человек, общая площадь квартиры составляет " ... " кв.м., таким образом, на одного человека приходится " ... " кв.м площади, что значительно меньше установленной в г.Ставрополе учетной нормы общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина, которая согласно решению Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года N 184 составляет 12 кв.м.
Считает, что его семья, нуждающаяся в жилых помещениях, полностью соответствуют критериям, определенным ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Указывая, что исключение его семьи из списка участников программы произведено с нарушением требований закона, Петров Е.В. просил признать незаконным постановление администрации г.Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы г.Ставрополя от 26.05.2008 года "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2006-2008 годы"; признать его, Петрова Е.В., " ... " года рождения, с составом семьи из четырех человек, включая его, его жену - " ... ", " ... " года рождения, сына - " ... ", " ... " года рождения, дочь - " ... ", " ... " года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050; обязать администрацию г.Ставрополя восстановить его семью в составе четырех человек за очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления администрации г.Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 26.05.2008 года "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на период 2006-2008 годы" (л.д.5-8).
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2013 года в удовлетворении требований Петрову Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Петров Е.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Возражений на данную жалобу не поступило.
Петров Е.В., представители администрации г.Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
От Петрова Е.В. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Администрация г.Ставрополя cведений об уважительности причин неявки не предоставила и не просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Принимая во внимание, что указанные выше лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Петрова Е.В. - Меграбян К.Г., действующую по доверенности от 03.09.2013 года (л.д.30), считавшую решение незаконным и необоснованным и просившую отменить его по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела суд допустил такие нарушения, дав неверную оценку фактическим обстоятельствам дела, и неправильно применил нормы жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что постановлением главы г.Ставрополя от 26.05.2008 года N 1330 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы" семья Петровых составом 3 человека (муж - Петров Е.В., " ... " года рождения, жена - " ... ", " ... " года рождения, сын - " ... ", " ... " года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых
семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы".
Постановлением администрации г.Ставрополя от 14.02.2012 года N 322 "О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на период 2009 года" в состав семьи Петрова Е.В. включена дочь " ... ", " ... " года рождения.
Постановлением главы администрации г. Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 из приложения к постановлению главы г.Ставрополя от 26.05.2008 года N 1330 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" исключен пункт 43, на основании которого семья Петрова Е.В., состоящая из четырех человек: он, жена - " ... ", сын -" ... ", " ... " г.р,. и дочь - " ... ", " ... " г.р., была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 9).
Отказывая Петрову Е.В. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Петров Е.В. фактически проживал не по месту регистрации в г.Ставрополе, а в Петровском районе Ставропольского края, где был обеспечен жильем более учетной нормы, в связи с чем пришел к выводу, что заявитель, снявшись в регистрационного учета в Петровском районе и зарегистрировавшись в принадлежащей его теще квартире в г.Ставрополе, совершил действия, направленные на умышленное ухудшение своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неверной оценке фактических обстоятельств дела и на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В статье 51 ЖК РФ приведены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Положения указанной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.
Вместе с тем, законодательство не содержит разъяснения о том, какие именно действия могут считаться совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, ссылка на который содержится в оспариваемом постановлении администрации г.Ставрополя N 2859 от 26.08.2013 года, предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом, на момент принятия решения о включении молодой семьи в подпрограмму "Обеспечение жильем молодой семьи" семья Петровых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты.
Поскольку предоставление и реализация права молодой семьи на жилищные льготы в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года N 285, носит заявительный характер, то при решении вопроса о предоставлении молодой семье социальных выплат для приобретения жилья из краевого бюджета необходимо исходить именно из даты подачи молодой семьей соответствующего заявления, свидетельствующего о желании реализовать принадлежащее ей право, в органы местного самоуправления.
При включении молодой семьи в подпрограмму "Обеспечение жильем молодой семьи" орган местного самоуправления исходил из того, что семья Петровых состояла из трех человек, затем, после рождения дочери, состав семьи увеличился до четырех человек.
Исключение семьи Петрова Е.В. из списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на 2006-2008 годы" спустя более 5 лет после подачи заявления о включении в состав участников этих программ, в связи с тем, что заявитель зарегистрировался в квартире его тещи в 2006 году - не основано на законе.
Мать супруги заявителя " ... " не признавалась членом молодой семьи Петровых и не включалась в число участников указанной выше подпрограммы.
" ... " является собственницей квартиры N " ... ", расположенной в доме N " ... " по ул. " ... " в г.Ставрополе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество (л.д. 16), в которой зарегистрированы заявитель Петров Е.В и члены его семьи: " ... ", " ... " и " ... ", однако указанное обстоятельство не имеет никакого правового значения для настоящего спора.
Факт регистрации Петровых в квартире, принадлежащей на праве собственности теще заявителя, не влечет для молодой семьи правовых последствий, поскольку регистрация гражданина в жилом помещении является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Одна только регистрация не является основанием для возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу прямого указания положений статей 80-99 Семейного кодекса РФ членами семьи своих родителей являются только несовершеннолетние дети или совершеннолетние, но недееспособные лица.
Принимая во внимание, что супруга заявителя " ... " достигла совершеннолетия и в материалах дела не имеется решения суда, признающего её, а также её мужа и детей членами семьи родителей, наличие в собственности " ... " жилого помещения не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего об обеспеченности жильем молодой семьи.
Как Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 года N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", так и Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" не предусматривают возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе ввиду обеспеченности жильем граждан, не являющихся участниками данной программы.
В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 данных Правил, в том числе и ввиду обеспеченности жильем, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Указанными Правилами предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, а не исключения граждан из числа участников подпрограммы.
Факт снятия Петрова Е.В. с регистрационного учета по месту жительства в с. " ... " Петровского района в 2006 году, т.е. задолго до обращения в орган местного самоуправления с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" также не имеет юридического значения для настоящего спора и не может служить основанием, как указал суд первой инстанции, для исключения семьи Петровых из списка участников подпрограммы.
При этом коллегия находит необходимым отметить, что указывая в решении, что факт постоянного проживания Петрова Е.В. в г. Ставрополе по месту регистрации не нашел своего подтверждения, суд первой инстанции явно вышел за пределы рассматриваемых требований, так как не учел, что предметом судебной проверки по настоящему делу является законность и обоснованность ненормативного акта органа местного самоуправления. Требование об установлении факта, имеющего юридическое значение, никем не заявлялось и, как следствие, доказательства постоянного проживания Петрова Е.В. не предоставлялись и стороны не давали своих объяснений по указанным обстоятельствам. Следовательно, суд был не вправе высказывать в решении выводы об обстоятельствах, имеющих юридическое значение для заявителя.
В силу прямого указания закона обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).
Однако, по настоящему делу орган местного самоуправления - администрация г.Ставрополя не предоставила суду доказательств, подтверждающих, что Петров Е.В. совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оценивая указанные обстоятельства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что семья Петрова Е.В. исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" при отсутствии предусмотренных законом оснований, что, безусловно, влечет нарушение его жилищных прав.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Петрова Е.В. постановлено с нарушением жилищного законодательства, в связи с чем подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, не дал им надлежащей правовой оценки и неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке, установления каких-либо новых обстоятельств и их доказывания не требуется, судебная коллегия находит возможным, отменив решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Петрова Е.В. по вышеизложенным основаниям.
В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ).
Следовательно, на администрацию г.Ставрополя должна быть возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и интересов Петрова Е.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2013 года отменить и постановить по делу новое решение, в соответствии с которым удовлетворить заявление Петрова Е.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления - администрации г.Ставрополя по снятию с учета нуждающихся улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе".
Признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 26.05.2008 года "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2006-2008 годы" в части исключения пункта N 43 приложения к постановлению.
Признать Петрова Е.В., " ... " года рождения, с составом семьи из четырех человек, включая его, его жену - " ... ", " ... " года рождения, сына - " ... ", " ... " года рождения, дочь - " ... ", " ... " года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050.
Возложить на администрацию города Ставрополя обязанность восстановить семью Петрова Е.В., " ... " года рождения, с составом семьи из четырех человек, включая его, его жену - " ... ", " ... " года рождения, сына - " ... ", " ... " года рождения, дочь - " ... ", " ... " года рождения, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, за очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления администрации г.Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 26.05.2008 года "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на период 2006-2008 годы".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.