Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Аброськиной Е.А., Скрябиной С.В.,
при секретаре Терюшовой М.С.,
с участием прокурора Минкиной Л.В.
рассмотрела 27 февраля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 27 ноября 2013 года по иску прокурора Металлургического района г. Челябинска в интересах Мицкевич Н.Е. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Богдановой А.В., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Минкиной Л.В., полагавшей возможным изменить решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Металлургического района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах Мицкевич Н.Е. к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее по тексту - Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении технических средств реабилитации: подгузников размера L, степени впитываемости не менее 2700 мл. в количестве 322 штук, впитывающих пеленок, размером (60x90) см, степени впитываемости 1525 мл. в количестве 680 штук в период действия индивидуальной программы реабилитации инвалида и возложении обязанности по обеспечению Мицкевич Н.Е. перечисленными техническими средствами реабилитации в данном количестве.
В обоснование заявленных требований указано, что Мицкевич Н.Е. является ****, **** установлена бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации **** от 29 декабря 2009 года определена ее нуждаемость в технических средствах реабилитации: подгузниках, размера L, степени впитываемости не менее 2700 мл. в количестве 2 штук в сутки, впитывающих пеленок размером (60x90) см, степени впитываемости 1525 мл. в количестве 1 штука в сутки,
противопролежневого матраса. По информации Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее по тексту - ГУ ЧОРФЦИ "Импульс") Мицкевич Н.Е. в полном объеме техническими средствами реабилитации не обеспечивается, поскольку государственный контракт на поставку подгузников с требуемыми характеристиками Министерством еще не заключен, а государственный контракт на поставку требуемых пеленок заключен только 18 сентября 2013 года. Задолженность по подгузникам перед Мицкевич Н.Е. до конца 2013 года составляет 322 штуки, а по пеленкам 680 штук.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав на отсутствие злоупотреблений со стороны Министерства, поскольку, необходимые меры, направленные на заключение государственных контрактов на поставку необходимых средств технической реабилитации для обеспечения ими инвалидов, им предприняты. Остаток потребности Мицкевич Н.Е. до конца 2013 года составляет 30 штук подгузников и 560 штук пеленок.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, на Министерство возложена обязанность предоставить Мицкевич Н.Е., технические средства реабилитации: подгузники, размер L, степенью впитываемости не менее 2700 мл. в количестве 322 штук, впитывающие пеленки размером (60x90) см, степенью впитываемости 1525 мл. в количестве 680 штук согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Указывает, что Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 94-П, предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в порядке очередности. Нормативно-правовыми актами сроки предоставления инвалиду технических средств реабилитации не предусмотрены, а с учетом выданных ей технических средств реабилитации в 2011 и в 2012 годах, остаток ее потребности до конца 2013 года составляет: 30 штук подгузников и 560 штук пеленок. Также указывает, что поскольку Мицкевич Н.Е. бессрочно нуждается в указанных средствах реабилитации, ответчик не ограничен сроком исполнении обязанности по предоставлению ей этих средств.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части
3
возложения на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности по обеспечению Мицкевич Н.Е. техническими средствами реабилитации, в остальной части оставлении решения суда без изменения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, предусматривают, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Заявление о предоставлении технических средств реабилитации подается в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением, полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.
В рамках заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области соглашения постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 94-П Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" определено в качестве уполномоченной организации по обеспечению деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и утверждено Положение о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Положение).
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что Мицкевич Н.Е., **** года рождения, является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д.16).
Согласно индивидуальной программе реабилитации от 29 декабря 2009 года, выданной филиалом N 14 ФГУ "ГБ МСЭ по Челябинской области", Мицкевич Н.Е. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе подгузниках, размер L, степень впитываемости до 2700 мл. в количестве 2 штуки в сутки, впитывающих пеленках размером 60x90 см, степень впитываемости 1525 мл. в количестве 1 штука в сутки (л.д.14-15).
Мицкевич Н.Е. с 21 января 2010 года состоит на учете в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" по обеспечению ее техническими средствами реабилитации, а именно: подгузниками, размер L, степень впитываемости до 2700 мл. в количестве 2 штук в сутки, впитывающими пеленками размером 60x90 см, степень впитываемости 1525 мл. в количестве 1 штука в сутки (л.д.13).
Согласно ответам на обращение Мицкевич Н.Е. ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" от 23 сентября 2013 года за N 1403 и Министерства от 26 сентября 2013 года задолженность по её обеспечению техническими средствами реабилитации до конца года составляет по подгузникам 30 штук, пеленкам 560 штук (л.д.17).
Согласно ответу на запрос прокуратуры ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" от 14 октября 2013 года N 1498 задолженность по обеспечению Мицкевич Н.Е. подгузниками составляла 322 штуки, пеленкам 680 штук (л.д.9).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из размера задолженности, указанного в ответе ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" от 14 октября 2013 года N 1498, и не устранил противоречия между вышеуказанными ответами, не выяснил фактическое обеспечение истца техническими средствами реабилитации на момент рассмотрения дела.
Из ответа ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" от 21 февраля 2014 года на запрос суда апелляционной инстанции следует, что при Мицкевич Н.Е. обеспечена (выдано и компенсировано за самостоятельное приобретение) подгузниками: в 2011 году в количестве 1080 штук, в 2012 году в количестве 600 штук, в 2013 году в количестве 840 штук; пеленками: в 2011 году в количестве 375 штук, в 2012 году в количестве 0 штук, в 2013 году в количестве 520 штук.
Исходя из количества средств реабилитации, рекомендованного индивидуальной программой реабилитации, по памперсам - 2 штуки в сутки или 730 (732) штук в год, по пеленкам - 1 штука в сутки или 365 (366) штук в год, фактическая обеспеченность Мицкевич Н.Е. за 2011 - 2013 годы подгузниками (памперсами) превышает рекомендованную потребность, по пеленкам задолженность составляет 201 штуку ((365+366+365) - (375+520) = 201).
Данные обстоятельства и размер задолженности по пеленкам
5
подтверждаются и объяснениями дочери Мицкевич Н.Е. - Д.Л.С ... от 26 февраля 2014 года.
Таким образом, до настоящего времени программа реабилитации инвалида за период 2011 - 2013 годы не исполнена в части предоставления впитывающих пеленок размером 60x90, степенью впитываемости 1525 мл. в количестве 201 штуки.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части возложения на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности по обеспечению Мицкевич Н.Е. техническими средствами реабилитации и обязать ответчика предоставить истцу технические средства реабилитации - 201 впитывающую пеленку размером 60x90 см, степенью впитываемости 1525 мл.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сроки обеспечения техническим средством реабилитации инвалидов не установлены, что Мицкевич Н.Е. включена в список на доставку пеленок по государственному контракту в порядке очередности, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
Согласно статье 9 Федерального закона реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
По смыслу статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемой к настоящим правоотношениям по аналогии, обязанность ответчика по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации должна быть исполнена в разумный срок.
В этой связи предоставленные инвалиду технические средства реабилитации должны обеспечивать реабилитацию инвалида в течение всего срока действия программы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 29 декабря 2009 года Мицкевич Н.Е. ежедневно нуждается в технических средствах реабилитации, которые должны быть ей предоставлены в разумный срок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательство не предусматривает порядок внеочередного предоставления технических средств реабилитации, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные доводы противоречат государственной политике в области
6
социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, направленной на предоставление социальных гарантий инвалидам в целях компенсации ограничений их жизнедеятельности.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 27 ноября 2013 года изменить в части возложения на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности по обеспечению Мицкевич Н.Е. техническими средствами реабилитации.
Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Мицкевич Н.Е., **** года рождения, технические средства реабилитации - впитывающие пеленки размером 60x90, степенью впитываемости 1525 мл. в количестве 201 штуки, согласно программе реабилитации инвалида от 29 декабря 2009 года.
В остальной части это же решение - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.