Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Мокрушиной В.П., Ковалюк Л.Ю.
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 декабря 2013 года по делу по иску Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту- ГУ-АРО ФСС РФ, Фонд) обратилось в суд с вышеуказанным иском, в котором просило освободить от взыскания исполнительского сбора в размере *** руб., взыскиваемого в рамках исполнительного производства N *** .
В обоснование исковых требований указало, что 02 октября 2013 года в межрайонном отделе судебных приставов г.Барнаула по исполнению особо важных исполнительных производств (далее по тексту - МОСП по ОВИП) возбуждено исполнительное производство N *** о возложении на ГУ-АРО ФСС РФ обязанности предоставить *** Г.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета. 08 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере *** руб. По мнению истца, имеются основания для освобождения от взыскания указанного исполнительского сбора, поскольку отсутствует возможность предоставить путевку по независящим от отделения Фонда причинам. Согласно действующему законодательству ФСС РФ осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок за счет средств федерального бюджета. Перечисленные ГУ-АРО ФСС РФ на 2013 год из бюджета денежные средства полностью освоены на приобретение и выдачу путевок. С августа 2013 года отделение Фонда неоднократно обращалось в различные вышестоящие инстанции с просьбой о дополнительном финансировании из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, однако положительного решения по данному вопросу не получено, в связи с чем ГУ-АРО ФСС РФ не имело возможности предоставить путевку *** Г.К., о чем был уведомлен судебный пристав-исполнитель. Должностное лицо МОСП по ОВИП также уведомлялось об обращении Фонда в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Таким образом, истец полагает, что в его действиях отсутствует вина по неисполнению в добровольном порядке требований исполнительного документа, предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, возложенного судебным актом.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 19 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе ГУ-АРО ФСС РФ просит решение отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований, в обоснование ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, дополнительно указав на то, что ГУ-АРО ФСС РФ с учетом проявленной заботливости и осмотрительности приняты все меры для исполнения решения суда и представлены необходимые доказательства, подтверждающие наличие непреодолимого препятствия для его исполнения, которым является ограниченный объем денежных средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета для оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения; объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление полномочий по санаторно-курортному лечению, определяется исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; в соответствии с действующим законодательством норматив финансовых затрат на одного гражданина, получающего социальную услугу по санаторно-курортному лечению, составляет 1191 руб., в то время как стоимость путевки в 2013 году равна 19780 руб.; ограниченный объем финансирования препятствует предоставить путевки всем гражданам, имеющим право на получение государственной социальной поддержки, в том числе на основании судебного решения; при выделении денежных средств из федерального бюджета не учитывается наличие у отделения Фонда большого количества неисполненных судебных решений; при поступлении в декабре 2013 года дополнительных ассигнований из федерального бюджета путевка *** Г.К. была предоставлена.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ-АРО ФСС РФ *** Ю.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 07 августа 2013 года, вступившим в законную силу 10 сентября 2013 года, на ГУ-АРО ФСС РФ возложена обязанность предоставить *** Г.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета.
02 октября 2013 года в МОСП по ОВИП на основании исполнительного листа, выданного по указанному решению, возбуждено исполнительное производство N *** . Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа был установлен судебным приставом-исполнителем в пять дней с момента получения копии данного постановления.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 03 октября 2013 года.
14 октября 2013 года в МОСП по ОВИП поступило письмо ГУ-АРО ФСС РФ от 11 октября 2013 года, в котором должник сообщал об отсутствии возможности исполнить требования исполнительного документа до решении вопроса о дополнительном финансировании из федерального бюджета, а также об обращении в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, в связи с чем просил отложить исполнительные действия.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 октября 2013 года исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения по исполнительному производству отложены на срок с 07 октября 2013 года по 30 октября 2013 года включительно.
Определением Ленинского районного суда г.Барнаула от 24 октября 2013 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 декабря 2013 года, в удовлетворении заявления ГУ-АРО ФСС РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
08 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление о взыскании с ГУ-АРО ФСС РФ исполнительского сбора в размере *** руб.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 11 декабря 2013 года исполнительно производство N *** окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа; постановление о взыскании исполнительского сбора выделено в отдельное производство.
Отказывая в удовлетворении требований ГУ-АРО ФСС РФ об освобождении от взыскания указанного исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, должником не представлено доказательств нарушения установленных сроков исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не может согласиться.
Согласно ч.ч. 2, 7 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту- ФЗ "Об исполнительном производстве") исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательств (ч.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Согласно п.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, на законодательном уровне установлено ограничение обязательств ГУ-АРО ФСС РФ по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых отделению Фонда из федерального бюджета на указанные цели.
Методикой расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864, установлено, что объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление полномочий по санаторно-курортному лечению граждан льготных категорий, определяется исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, ведение которого согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N143 "Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Приказом Министерства труда России от 13 декабря 2012 года N 593н "О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" установлено, что в 2013 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, составляет 99,25 руб. Следовательно, в год норматив финансовых затрат на одного гражданина составляет 1191 руб.
В то же время в соответствии с Приказом Министерства труда России от 28 декабря 2012 года N637н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2013 году" и ч.3 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливающей длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг, средняя стоимость путевки значительно превышает вышеприведенный норматив финансовых затрат в год на одного гражданина.
По сведениям ГУ-АРО ФСС РФ стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, приобретенной отделением в 2013 году, составила в среднем 19 915,60 рублей.
Действительно, приказом ГУ-АРО ФСС РФ от 05 декабря 2013 года N *** *** Г.К. выделена путевка на санаторно-курортное лечение, стоимость которой согласно накладной от 06 декабря 2013 года составила *** руб.
По делу установлено, что выделенных в 2013 году денежных средств в размере *** руб., освоенных в полном объеме, при наличии заявок в количестве 23 163, было недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств, должнику в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным.
Поскольку исполнение решения суда возможно только за счет перечисленных из федерального бюджета средств на вышеуказанные цели, а объем данных средств ограничен, и само отделение Фонда не уполномочено решать вопрос об объеме бюджетного финансирования на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, следует прийти к выводу, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Сведений о том, что должник имел возможность приобрести и предоставить взыскателю путевку своевременно, но не сделал этого, материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что должник предпринимал меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так, 08 августа 2013 года ГУ-АРО ФСС РФ обращалось с письменным обращением на имя заместителя председателя Фонда социального страхования РФ, просило оказать содействие в получении дополнительных ассигнований из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению.
В ответе от 06 сентября 2013 года Департаментом социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страхования Российской Федерации сообщалось, что Фонд неоднократно обращался в адрес Министерство труда России с просьбой о выделении дополнительных ассигнований с учетом фактической потребности граждан-получателей социальной помощи в санаторно-курортном лечении, однако до настоящего времени положительное решение по указанному вопросу Министерством не принято.
Аналогичное обращение о выделении дополнительных ассигнований направлялось ГУ-АРО ФСС РФ на имя заместителя председателя Фонда социального страхования РФ 17 октября 2013 года.
Более того, в Министерство труда России по инициативе отделения Фонда с вопросом увеличения выделяемых средств из федерального бюджета в целях обеспечения всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении обращался уполномоченный по правам человека *** Б.В.
В ответе от 29 августа 2013 года Министерством сообщалось, что при имеющемся объеме финансирования обеспечить путевками всех граждан, обратившихся за их получением, не представляется возможным, в связи с чем в регионах России существует очередность на получение санаторно-курортной путевки. Пересмотр объема бюджетного финансирования по исполнению полномочий по санаторно-курортному лечению, осуществляемый с учетом изменений вносимых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не производился.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности ГУ-АРО ФСС РФ за нарушение обязательства, в связи с чем должник подлежал освобождению от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 декабря 2013 года отменить и принять новое решение, которым исковые требования Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Освободить Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от взыскания исполнительского сбора в размере *** рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю от 08 ноября 2013 года по исполнительному производству N *** .
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.