Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре Ляховой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шишковых Л.Е., И.П. и М.Л. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года, которым им было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее также - администрация МО "Всеволожский муниципальный район") о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязании восстановить на учете нуждающихся.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения истцов и их представителя Дадашеву А.В., поддержавших доводы поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд настоящим иском, указывая, что Шишков Л.Е., являясь военнослужащим, уволенным в запас, совместно с членами своей семьи (супругой и сыном) был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 04.03.2013 истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещения в связи с утратой права состоять на данном учете. На обращение истцов за дачей разъяснений об основаниях снятия их с учета ответчик сообщил о том, что на момент постановки на учет семья истцов проживала в закрытом городке Ваганово-2 в двухкомнатной квартире жилой площадью 29,3 кв.м, при этом обеспеченность каждого члена семьи составляла 9,77 кв.м, т.е. выше учетной нормы, предусмотренной на тот период жилищным законодательством для постановки на учет нуждающихся; единственным основанием для постановки истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось их проживание в закрытом городке. Однако постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 N 1035-р п/о Ваганово был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Поскольку обеспеченность каждого члена семьи истцов с учетом их проживания в квартире общей площадью 51,4 кв.м составляет 17,1 кв.м, что превышает учетную норму (10 кв.м), установленную в настоящее время в МО "Рахьинское городское поселение", куда входит п/о Ваганово, в обеспечении жилым помещением за счет федеральных средств Шишковым Л.Е., И.П. и М.Л. было отказано, и принято решение о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истцы, полагая, что основания для снятия их с учета отсутствовали, просят признать постановление администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 04.03.2013 N 561 незаконным и обязать ответчика восстановить их на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, ссылаясь в т.ч. на то, что фактически жилье для них уже было построено за счет средств федерального бюджета и они готовились принять новую квартиру.
Ответчик в суде первой инстанции против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на законность оспариваемого истцами постановления.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований Шишковых Л.Е., И.П. и М.Л. было отказано (л.д.112-116).
В апелляционной жалобе истцы просят решение городского суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного ими иска. В обоснование жалобы истцы указывают на то, что, отказывая им в удовлетворении иска и признавая тем самым законность вынесенного ответчиком постановления, суд в т.ч. сослался на то, что п/о Ваганово исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых городков, в то время как в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что жилое помещение, в котором проживают истцы, по настоящее время принадлежит МО РФ. Кроме того, при разрешении спора судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что Шишков Л.Е. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с тем, что он (Шишков Л.Е.) являлся военнослужащим, уволенным в запас, до принятия Правительством РФ постановления от 02.08.2001 N1035-р, которым п/о Ваганово был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. В подтверждение незаконности снятия их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы также указали на отсутствие в выписке из протокола заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район", на котором было отменено решение об обеспечении семьи Шишкова Л.Е. жилым помещением, подписи заместителя главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" - руководителя рабочей группы Л. Истцы, кроме того, ссылались на отсутствие в материалах дела решения либо иного акта об отмене постановления о предоставлении им жилого помещения - квартиры N в корп. N в д. В. Всеволожского района Ленинградской области, которое уже было выделено на основании муниципального контракта от 27.02.2012, а также о признании незаконным Постановления N2624 от 31.10.2011 об утверждении списка граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Кроме того, по мнению истцов, суд неправильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, указав, что они вправе приобрести занимаемую ими в п/о Ваганово квартиру в собственность бесплатно, не учтя при этом, что данное жилое помещение является непригодным для проживания.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, определив рассмотреть дело в отсутствие извещенного, но не явившегося ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что в период прохождения военной службы Шишкову Л.Е. на семью из 3-х человек (он, супруга Шишкова И.П.и сын Шишков М.Л.) на основании ордера Ольгинской КЭЧ N215 от 02.12.1986 была предоставлена квартира N в доме N в п/о Ваганово-2, жилой площадью 29,3 кв.м, общей площадью 51,42 кв.м. В указанной квартире истцы зарегистрированы и проживают с 03.02.1987 по настоящее время.
04.10.1995 Шишков Л.Е., имеющий 18 лет выслуги в Вооруженных силах, был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Поскольку на момент предоставления истцу квартиры и его увольнения с военной службы пос. Ваганово-2 являлся закрытым военным городком, и возможность получить занимаемое жилое помещение в собственность у него отсутствовала, 27.04.1999 на основании личного заявления Шишков Л.Е. с членами своей семьи был включен в списки по улучшению жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, на основании п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N 561 от 04.03.2013 Шишков Л.Е.и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет федерального бюджета. Основанием для снятия истцов с учета послужило то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 N 1035-р пос. Ваганово-2, в котором истцы проживают с 1986 года, исключен из перечня закрытых военных городков.
Разрешая заявленный спор и отказывая истцам в признании вышеуказанного постановления незаконным, суд первой инстанции исходил из сделанного им на основании установленных по делу обстоятельств вывода о том, что оспариваемое ими постановление от 04.03.2013 N 561 соответствует требованиям закона, поскольку в связи с исключением пос. Ваганово-2 из перечня закрытых военных городков истцы действительно утратили основание, которое давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма при постановке их в 1999 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вывод суда основан на законе и подтверждается материалами дела.
Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1, действовавшего при постановке истца на учет по улучшению жилищных условий, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Аналогичная норма предусмотрена ФЗ от 27.06.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 15).
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежат применению и другие нормы действующего законодательства, в частности, положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 25 "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", утвержденной приказом Министра Обороны РФ от 15.02.2000 N 80, утратившей силу 09.11.2010, в целях реализации жилищных прав военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации, нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежащими учету признаются лица по основаниям, предусмотренным статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
- имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
- проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
- проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
- проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади;
- имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В редакции Приказа Министра обороны РФ от 13.10.2009 N 1101, данная норма изложена следующим образом: военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 ЖК РФ. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ) также предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.
В редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ данная норма предусматривает, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Согласно пункту 1 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Понятие нуждаемости в улучшении жилищных условий, определяемое в основном учетной нормой, введено для определения круга лиц, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений в государственном, муниципальном или общественном жилых фондах.
Исходя из того, что при постановке истцов на учет в 1999 году действовали "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области", утвержденные решением Исполкома Ленинградского областного Совета народных депутатов от 23.11.1987 N 481, в соответствии с пунктом 15 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв.м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь, при этом размер предоставляемой жилой площади был установлен в размере не менее 9 кв.м на одного человека (пункт 12 Правил), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что семья истцов, которая ранее уже была обеспечена государством двухкомнатной квартирой общей площадью 51,4 кв.м, жилой площадью 29,3 кв.м (9,77 кв.м жилой площади на каждого члена семьи), была поставлена на учет по улучшению жилищных условий только на том основании, что ранее предоставленная им квартира находилась на территории закрытого военного городка.
Решением Совета депутатов МО "Всеволожский район" Ленинградской области от 07.09.2005 N 62 установлена учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 (десять) и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления установлена в размере 18 кв.м общей площади на каждого члена семьи. Аналогичные Правила приняты решением Совета депутатов МО "Рахьинское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области, в состав которого входит пос. Ваганово-2, в котором истцы имеют жилое помещение (решение от 21.03.2007 N 16(146)).
Таким образом, учитывая, что на каждого члена семьи истцов приходится по 17,1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения (51,4 кв.м : 3 чел.), то при существующей в настоящее время во Всеволожском районе Ленинградской области учетной норме для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (10 кв.м и менее), а также исходя из того, что поселок Ваганово-2 исключен из перечня закрытых военных городков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истцов отсутствуют основания для оставления их в списках нуждающихся в жилье, предоставляемом за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обстоятельство, на основании которого истцы были поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отпало, постановление Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 04.03.2013 N 561 о снятии истцов с такого учета следует признать соответствующим требованиям статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Иных оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истцы в 1999 году не имели и в настоящее время не имеют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что принимая решение, суд первой инстанции не учел, что в материалах дела отсутствует решение либо иной акт об отмене постановления о предоставлении семье Шишковых жилого помещения - квартиры N в корп. N в д. В. Всеволожского района Ленинградской области, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку, как усматривается из ответов администрации МО "Всеволожский муниципальный район" то 03.09.2013 и 28.10.2013, в связи со снятием истцов с учета нуждающихся указанная квартира в муниципальную собственность не оформлялась, и решение по передаче ее в собственность Шишковых никогда не принималось (л.д. 92, 104). Доказательств обратного истцами суду не представлялось.
Необоснованными являются и доводы истцов о том, что они лишены возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемой ими квартиры в виду непригодности ее для проживания, поскольку как усматривается из ответа Филиала "Каменский" ОАО "Славянка" от 03.10.2013, на обслуживании которого находится жилой фонд Ваганово-2, жилые дома, в том числе и дом N, в котором проживают истцы, находятся в удовлетворительном состоянии (л.д. 102). При этом допустимых доказательств непригодности занимаемого жилья для проживания в виде акта МВК материалы дела не содержат и в предмет доказывания по настоящему делу (об обоснованности снятия с учета по основанию наличия жилой площади требуемого размера) не входят.
Ссылку истцов на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия также находит необоснованной. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела обстоятельства, в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку всем представленным по делу доказательствам, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Иные, приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ч. ст. 327.1, ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шишковых Л.Е., И.П. и М.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.