Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 марта 2014 г. по делу N 33А-289
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Павленка С.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Шалимовой М.Д., с участием заявителя Пасько Ю.И., его представителя Вакуленко В.В. и представителя Главнокомандующего внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации Герасимовой Е.О. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 сентября 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления полковника Пасько ФИО8 об оспаривании действий Главнокомандующего и Центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ЦЖК ГК ВВ МВД России), связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя воинского должностного лица, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Пасько проходит военную службу по контракту в Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, и с мая 2005 года с составом семьи три человека (он, жена, дочь "данные изъяты" года рождения) решением жилищной комиссии признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением ЦЖК ГК ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 6) он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания на основании пунктов 2 и 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, поскольку в период с апреля 2009 года по август 2010 года он и его жена имели в собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 44, 9 кв.м. Кроме того, указанным решением жилищной комиссии заявитель был признан нуждающимся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда с 13 августа 2010 года.
Полагая свои права нарушенными, Пасько обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение ЦЖК ГК ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 6) о снятии его и членов его семьи с учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Пасько отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение, удовлетворив его требования.
В обоснование апелляционной жалобы обращает внимание на то, что в списках очередников, нуждающихся в получении жилья, он с составом семьи 3 человека состоял с 17 мая 2005 года. Таким образом, он не мог быть снят с учета нуждающихся в получении жилья в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, как утративший основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку на момент принятия оспариваемого решения жилищной комиссии, он и члены его семьи не являлись собственниками жилого помещения, а значит, соответствовали требованиям ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Указывает на то, что он не мог быть снят с жилищного учета и по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в результате выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, поскольку при постановке на жилищный учет в представленных им документах не содержалось сведений, не соответствующих действительности, а значит и оснований для исключения его и членов его семьи из очереди на получение жилья не имелось.
Считает, что ст. 53 ЖК РФ не содержит положений об исключении из списков нуждающихся в получении жилья граждан, состоящих на жилищном учете и ухудшивших свои жилищные условия.
По мнению автора апелляционной жалобы, положения ч. 8 ст. 57 ЖК РФ и должны быть применены по отношении к нему, но без снятия с учета нуждающихся в получении жилья, поскольку оснований для этого в настоящий момент не имеется.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включения их в списки очередников на получение таковых, обеспечения жильем и снятия с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых ими по договору социального найма и на праве собственности. Кроме того, законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.
Частями 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно материалам дела заявитель и его жена в период с апреля 2009 года по август 2010 года имели в собственности (в равных долях) квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 44, 9 кв.м., которую затем продали.
Таким образом, по август 2010 года заявитель и члены его семьи были обеспечены жильем по установленной норме, поскольку решением Совета депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма установлена в размере 9 кв.м. общей площадью жилого помещения.
Согласно пунктам 2 и 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд пришел к правильному выводу о том, что Пасько и его супруга ухудшили свои жилищные условия в результате отчуждения долей в принадлежащей им на праве собственности квартире, расположенной по адресу: "адрес", и с момента ухудшения жилищных условий не прошло пять лет, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, а поэтому суд обоснованно признал законным оспоренное заявителем решение ЦЖК ГК ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 6), которым Пасько и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
Действительно ст. 53 ЖК РФ не содержит положений об исключении из списков нуждающихся в получении жилья граждан, состоящих на жилищном учете и ухудшивших свои жилищные условия, однако она предусматривает последствия, связанные с намеренным ухудшением гражданами своих жилищных условий.
Поскольку, по август 2010 года заявитель и члены его семьи были обеспечены жильем по установленной норме у Пасько и членов его семьи не имелось оснований находиться на жилищном учете и претендовать на обеспечение жильем по социальному найму.
У суда не имелось оснований при рассмотрении заявления Пасько применять положения ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, как это полагает автор апелляционной жалобы, поскольку эта норма права применяется при предоставлении гражданину жилого помещения, а не при рассмотрении вопроса правомерности нахождения его на жилищном учете, что и имело место по настоящему делу.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 26 сентября 2013 года по заявлению Пасько ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.