Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,
при секретаре Шевчук В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего уполномоченного по ОВД ОАР Себежской таможни Северо-Западного таможенного управления ФТС России Бахарева М.Н. на постановление судьи Себежского районного суда Псковской области от 30 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ЕВРОПОСТАВКА", юридический адрес: "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
Настоящее дело возбуждено определением старшего таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Себежского таможенного поста от "данные изъяты".
Как следует из протокола об административном правонарушении по настоящему делу от "данные изъяты" N "данные изъяты", составленного старшим уполномоченным по ОВД ОАР Себежской таможни Северо-Западного таможенного управления ФТС России Бахаревым М.Н., правонарушение выразилось в следующем.
"данные изъяты" декларантом ООО "ЕВРОПОСТАВКА" в отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Себежского таможенного поста для таможенного оформления с применением электронной формы декларирования была подана декларация N "данные изъяты" на десять видов товаров по процедуре- выпуск для внутреннего потребления.
Под N "данные изъяты" в декларации заявлен товар- мебель деревянная для ванной комнаты в количестве "данные изъяты" штук, количество грузовых мест "данные изъяты", вес нетто "данные изъяты" кг., изготовитель товара "данные изъяты" страна происхождения - "данные изъяты", код "данные изъяты"
Отправителем товара является фирма "данные изъяты", получателем ООО "ЕВРОПОСТАВКА" "данные изъяты".
Товар перемещался в транспортном средстве: тягач марки "данные изъяты", регистрационный номер: "данные изъяты", прицеп: "данные изъяты", регистрационный номер: "данные изъяты".
Заявленные в декларации сведения о товарах соответствует данным представленных товаросопроводительных документов: "данные изъяты" N "данные изъяты" от "данные изъяты", инвойс N "данные изъяты" от "данные изъяты", упаковочный лист N "данные изъяты" от "данные изъяты", книжка "данные изъяты" от "данные изъяты".
При этом декларантом предоставлен сертификат соответствия N "данные изъяты" от "данные изъяты" до "данные изъяты" на предметы мебели изготовителя товара "данные изъяты".
В качестве мер минимизации профиля риска N "данные изъяты" сотрудниками таможенного поста был произведен 100% таможенный досмотр товара, по итогам которого было обнаружено, что заявленные в таможенной декларации и содержащиеся в товаросопроводительных документах сведения о производителе предметов мебели для ванной комнаты не соответствует сведениям, указанным на маркировке упаковки товара, согласно которым производителем фактически является Германия.
По выводам таможни, декларантом ООО "ЕВРОПОСТАВКА" были недостоверно заявлены сведения в графе "данные изъяты" на этот товар и представлена недостоверная декларация соответствия, что могло послужить основанием не применения установленных запретов и ограничений, и свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Себежского районного суда Псковской области от 26 июля 2013 года производство по настоящему делу было прекращено по мотивам недоказанности вины декларанта в совершении административного правонарушения.
Решением судьи Псковского областного суда от 26 августа 2013 года, принятым по жалобе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, постановление судьи Себежского районного суда было отменено, дело было направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
По итогам повторного рассмотрения дела постановлением судьи Себежского районного суда Псковской области от 30 января 2013 года производство по настоящему делу вновь прекращено за отсутствием в действиях ООО "ЕВРОПОСТАВКА" состава административного правонарушения.
В жалобе старший уполномоченный по ОВД ОАР Себежской таможни считает постановление судьи незаконным и подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, полагает, что вина ООО "ЕВРОПОСТАВКА" в совершении административного правонарушения полностью доказана.
Заслушав представителя Себежской таможни Мартынова С.Л., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ООО "ЕВРОПОСТАВКА" Дмитриева В.В., исследовав материалы дела, нахожу жалобу должностного лица Себежской таможни подлежащей удовлетворению.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела судьей выполнены не были.
В обоснование решения о прекращении производства по делу судьей указано на то, что таможенным органом не представлены достаточные доказательства страны происхождения окончательно изготовленного товара-мебели для ванной комнаты.
Между тем вопреки выводам судьи установление страны происхождения товара само по себе не является обстоятельством, подлежащим доказыванию по настоящему делу.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Пунктом 2 примечаний к статье 16.1 КоАП РФ установлено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются в числе прочих документы, содержащие недостоверные сведения, а также документы, относящиеся к другим товарам.
Согласно подпунктам 8-9 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о товарах, в том числе сведения о соблюдении ограничений и о производителе товаров.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Разделом 5610 Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N982,
вышеуказанные ограничения в виде необходимости обязательного подтверждения соответствия в форме принятия декларации о соответствии введены также и на товар- "мебель бытовая".
Исходя из указанных норм, обстоятельством, подлежащим доказыванию по настоящему делу, является установление факта- имело ли место предъявление ООО "ЕВРОПОСТАВКА" при таможенном декларировании бытовой мебели, ввозимой на территорию Таможенного союза для внутреннего потребления, декларации о ее соответствии, не относящейся к фактически ввозимому товару независимо от страны его происхождения, поскольку именно это обстоятельство могло послужить основанием для несоблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений в отношении ввозимого товара.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в числе прочих источников документами, в том числе полученными при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля, и вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 ст. 118 ТК ТС таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Частью 2 ст. 118 ТК ТС установлено, что отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.
Исходя из приведенных правовых норм, как уже было указано в решении судьи Псковского областного суда по настоящему делу от 26 августа 2013 года, информация, содержащаяся на маркировке товара или на его упаковке, для целей применения таможенного законодательства служит основным средством
идентификации товара.
В представленной ООО "ЕВРОПОСТАВКА" Себежской таможне декларации на товары N "данные изъяты" и декларации соответствия N "данные изъяты" указан производитель товара "данные изъяты" (том "данные изъяты" л.д. "данные изъяты", "данные изъяты").
Согласно акту таможенного досмотра товара N "данные изъяты" и прилагаемой к нему фототаблице предметы мебели какой -либо маркировки не содержат.
Между тем индивидуальная упаковка единиц товара -"мебель для ванной комнаты" имеет следующую маркировку:
- тумбочки из дерева из двух частей, имеющей габаритные размеры "данные изъяты" см.: "данные изъяты" в комплекте со сливной арматурой "данные изъяты"
- шкафа из дерева со встроенными полками, имеющего габаритные размеры "данные изъяты" см.: "данные изъяты"
-шкафа из дерева со встроенными полками и выдвижными ящиками, имеющего габаритные размеры "данные изъяты" см.: "данные изъяты"
-тумбы из дерева с выдвижными ящиками, имеющей габаритные размеры "данные изъяты" см.: "данные изъяты"
-тумбы из дерева с двумя открывающимися дверцами, имеющей габаритные размеры "данные изъяты" см.: "данные изъяты"
-тумбы из дерева с двумя выдвигающимися полками, имеющей габаритные размеры "данные изъяты" см.: "данные изъяты"
-тумбы из дерева с двумя выдвигающимися полками, имеющей габаритные размеры "данные изъяты" см.: "данные изъяты"(том "данные изъяты" л.д. "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты"
Таким образом, каких-либо данных о производителе товара- "данные изъяты", товар и его упаковка не содержит.
Вопреки требованиям части 2 ст. 118 ТК ТС доказательств, подтверждающих то, что производителем задекларированных предметов мебели действительно является "данные изъяты", декларантом ООО "ЕВРОПОСТАВКА" таможенному органу представлено не было.
Представленные в суд письма отправителей товара-фирмы "данные изъяты"" от "данные изъяты" и "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" от "данные изъяты" указанное выше обстоятельство не подтверждают.
Так, из приведенных писем следует, что по внешнеторговому контракту N "данные изъяты" от "данные изъяты" декларанту поставлялся товар изготовителя "данные изъяты", указанный в представленных таможенному органу товарно-сопроводительных документах (том "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
Из пунктов 11 и 12 спецификации N "данные изъяты" к внешнеторговому контракту N "данные изъяты" от "данные изъяты" в свою очередь следует, что шкафы для полотенец в количестве 2 штук, а также тумбы напольные под раковину в количестве 5 штук, поставляемые по этому контракту, должны иметь одинаковые габариты для каждого вида товара "данные изъяты" см. и "данные изъяты" см. соответственно, и должны быть изготовлены одним и тем же производителем (том "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
Между тем данные о производителях товара, указанные на маркировке его упаковки, фактические габаритные размеры предметов мебели, отраженные в акте таможенного досмотра товара N "данные изъяты", не согласуются с данными товарно-сопроводительных документов, что свидетельствует о ввозе товара, не соответствующего задекларированному.
Ссылка в обжалуемом постановлении на положения статей 109-110 ТК ТС, как регламентирующие правила определения страны происхождения товара, ошибочна, поскольку указанные нормы таких правил не устанавливают.
В соответствии с частью 3 статьи 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
В силу второго абзаца пункта 12 Единых правил определения страны происхождения товаров, принятых Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008, упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию и в которой реализуется в розничной торговле, учитывается для определения страны происхождения товара.
Вместе с тем вывод судьи о том, что упаковка вышеуказанного товара относится к транспортной упаковке, а ее маркировка не свидетельствует о производителе товара, поскольку может свидетельствовать о производителе вспомогательных аксессуаров, безоснователен и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Как видно из акта таможенного досмотра товара N "данные изъяты" и прилагаемой к нему фототаблице каждая единица ввозимой декларантом мебели в разобранном виде имеет индивидуальную маркированную упаковку, в которой товар подлежит реализации конечному потребителю.
Дополнительный аксессуар- сливная арматура производителя "данные изъяты" содержится только в одной из указанных упаковок и его производитель не указан на упаковке самого товара.
Таким образом, маркировка упаковок предметов бытовой мебели свидетельствует об ином производителе товара, чем указано в представленной декларантом декларации на товары и декларации соответствия.
Предоставление при декларировании товаров в подтверждение соблюдения установленных в отношении них ограничений декларации о соответствии, относящейся к аналогичным товарам другого производителя, которая в силу пункта 2 примечаний к статье 16.1 КоАП РФ является недействительной, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Вопреки выводам судьи необходимость принятия таможенным органом решения о стране происхождения товаров, установленная статьей 110 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565, возникает в случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, что само по себе, как указано выше, не является обстоятельством, подлежащим доказыванию по настоящему делу.
Кроме того, судьей не учтено, что согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ в обоснование прекращения производства по делу об административном правонарушении могут быть положены только неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Частями 2 и 3 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела исследуются имеющиеся доказательства, в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В этой связи, при наличии необходимости и возможности проверить доводы привлекаемого к административной ответственности лица о его невиновности, в целях правильного, всестороннего и объективного рассмотрения дела судья должен осуществить проверку таких доводов, в том числе путем осмотра вещественных доказательств и истребования дополнительных доказательств, что по смыслу правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в его определениях от 29.05.2012 N 884-О и от 6 июля 2010 года N 1086-О-О, согласуется с конституционным принципом состязательности административного судопроизводства.
Как видно из протокола изъятия вещей и документов от "данные изъяты" и акта приема-передачи имущества на ответственное хранение вышеуказанный товар с упаковкой был изъят в качестве вещественных доказательств и передан на хранение на склад ООО "Себежский таможенный терминал" (том "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
Однако, несмотря на то, что согласно фотоснимкам изъятых по делу вещественных доказательств вышеуказанные упаковки бытовой мебели имеют штрихованные коды, с помощью которых представляется возможным определить страну происхождения товара по префиксам стран (COUNTRY PREFIXES OF THE BARCODE), его производителя, а в некоторых случаях произвести и идентификацию товара, судьей такие меры приняты не были.
При таких обстоятельствах, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по изложенным в судебном постановлении мотивам у судьи не имелось.
Принимая во внимание, что допущенные процессуальные нарушения не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в соответствии с п.4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ судебное постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, путем осмотра вещественных доказательств- упаковок товара или путем истребования у таможенного органа увеличенных фотоснимков их маркировок установить обозначения имеющихся на них штриховых кодов, и предложить таможенному органу принять меры по установлению с их помощью страны происхождения товара, его производителя, и по идентификации товара, обозначенного на маркировках, после чего дать надлежащую оценку представленным доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Себежского районного суда Псковской области от 30 января 2013 года о прекращении производства по делу в отношении ООО "ЕВРОПОСТАВКА" об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Псковского областного суда (подпись) Р.В. Рубанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.