Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Миркиной Е.И., Клименко А.А.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в /__/ дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области на решение Чаинского районного суда Томской области от 15 ноября 2013 года
по иску Жуковой Н. М. к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы,
заслушав доклад судьи Миркиной Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жукова Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области (далее - ГУ - ОПФР в Чаинском районе Томской области), с учётом последующего уточнения и отказа от части требований, принятого судом, просила признать незаконным и отменить решение ГУ - ОПФР в Чаинском районе Томской области в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать за ней право на досрочную пенсию по старости, обязать ответчика включить в льготный стаж периоды работы: с 18.04.1989 по 12.09.1990 в качестве медицинской сестры в хирургическом отделении Чаинской ЦРБ в льготном исчислении с применением коэффициентов 1,3 и 1,6; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.11.1990 по 24.12.1992, нахождения в отпуске по беременности и родам с 31.03.1998 по 18.08.1998 с применением коэффициента 1,3; прохождения курсов общего усовершенствования с 03.05.2005 по 28.05.2005, с 03.10.2010 по 30.10.2010 в календарном исчислении; назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения к ответчику, а именно с 26.04.2011.
В обоснование указала, что решением ГУ - ОПФР в Чаинском районе Томской области от 05.05.2011 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности льготного стажа, т.е. 25 лет лечебной и иной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. Не согласившись с указанным решением, полагая, что имеет достаточный для назначения досрочной пенсии по старости трудовой стаж, обратилась в суд с данным иском.
В судебном заседании истец, её представитель иск в окончательном варианте поддержали по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика Сафронов В.Л. в судебном заседании иск не признал.
Обжалуемым решением на основании ст. 6, 15, 17, 18, 19, 39, 55 Конституции Российской Федерации, ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 87, 96, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, п.1 ст.1, ст. 7, п.1 ст. 19, пп. 20 п. 1, ч. 2 ст. 27, ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 1-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения,, п.1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывает в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" иск удовлетворен частично. На ГУ - ОПФР в Чаинском районе Томской области возложена обязанность включить в специальный стаж работы Жуковой Н.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях периоды работы: с 18.04.1989 по 12.09.1990 в должности медсестры хирургического отделения "МБУЗ "Чаинская ЦРБ" в льготном исчислении - один год работы за один год и девять месяцев, с 12.11.1990 по 24.12.1992, с 31.03.1998 по 18.08.1998 в льготном исчислении - один год работы за один год и три месяца, с 03.05.2005 по 28.05.2005, с 03.10.2010 по 30.10.2010 - в календарном исчислении. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Сафронов В.Л. просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода работы в МБУЗ "Чаинская ЦРБ" с 18.04.1989 по 12.09.1990 в льготном исчислении - один год работы за один год и девять месяцев. В обоснование указывает, что действовавшим в спорный период времени законодательством не предусматривалась возможность суммирования нескольких льгот, предоставленных в связи с осуществлением работ в сельской местности и в связи с работой в должностях среднего медицинского персонала хирургического профиля. Обращает внимание, что решение суда не сможет быть исполнено в части назначения пенсии, когда у истца будет выработан специальный стаж 25 лет, в связи с тем, что при вводе в программный комплекс указанного выше периода работы с применением коэффициента 1,9, программа затребует наличие стажа 30 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу Жукова Н.М. просит отказать в ее удовлетворении.
Судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пункт 2 статьи 27 указанного выше Закона устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (действовавшего до принятия постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781) предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Таким образом, названным постановлением один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли эта работа только в сельской местности или также и в городе.
Судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств установлено и не оспаривается ответчиком, что ЖуковаН.М. в период с 18.04.1989 по 12.09.1990 работала в должности медсестры хирургического отделения "МБУЗ "Чаинская ЦРБ".
Данный период зачтён ответчиком в специальный стаж истца при оценке её пенсионных прав в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев, как работа хирургического профиля.
В то же время, учитывая, что Жукова Н.М. в этот период осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в МБУЗ "Чаинская ЦРБ", т.е. в сельской местности, на основании приведённых норм постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, с учётом положений ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что указанный период работы истца должен быть исчислен с применением двух льгот: за работу в сельской местности и за работу в должности медицинской сестры хирургического отделения, то есть как один год работы за один год девять месяцев.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на верном применении норм законодательства.
Довод представителя ответчика о том, что постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 не предусмотрено сложение двух льгот, верно признан судом несостоятельным, поскольку основан на неправильном токовании норм закона.
Ссылка ответчика на невозможность исполнения решения суда в связи с особенностями компьютерной программы, установленной в ГУ - ОПФР в Чаинском районе Томской области для подсчета пенсионного стажа, не свидетельствует о незаконности приятого судом решения, поскольку данный довод ничем не подтверждён. Кроме того, право истца на досрочное назначение пенсии установлено законом и не может быть поставлено в зависимость от особенностей программного обеспечения работы пенсионного органа.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чаинского районного суда Томской области от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.