Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре Магомедовой З.А.
с участием прокурора Магомедиминова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ажидадаевой С.Г. к Администрации МО "Гергебильский район" о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по апелляционной жалобе представителей ответчика по доверенности на решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 16 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ажидадаевой С. Г. к МО "Гергебильский район" - удовлетворить.
Восстановить Ажидадаеву С.Г. в должности заместителя главы администрации МО "Гергебильский район".
Решение в части восстановления на работе исполняется немедленно.
Взыскать с МО "Гергебильский район" в пользу Ажидадаевой С.Г. заработную плату за время вынужденного прогула за период с 24.06.2013 г.
Взыскать с МО "Гергебильский район" в пользу Ажидадаевой С.Г. судебные издержки понесенные ею в виде услуг адвоката, в размере "." рублей".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителей МО "Гергебильский район" по доверенности Дибирова М.Д. и Джамалутдиновой У.Ш., просивших отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, возражения истца и ее представителя - адвоката Эминовой Э.В., просивших оставить решение суда первой инстанции без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ажидадаева С.Г. обратилась в суд к МО "Гергебильский район" с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Свои требования мотивировала тем, что согласно распоряжению Главы администрации МО "Гергебильский район" N от "дата" она была принята на должность заместителя главы администрации.
Принятию на работу предшествовало объявление вакансии на должность, собеседование, проверка стажа работы и квалификационных навыков.
Подача заявления на должность заместителя главы администрации Ажидадаевой С. было обусловлено обращением Врио Президента РД Абдулатипова Р.Г. о необходимости вовлечения в муниципальную деятельность районных и городских администраций женщин.
На тот период в районной администрации работало 5 заместителей главы администрации, которые были так же назначены, как и она, распоряжением главы администрации, без согласования кандидатур с районным собранием депутатов.
По результатам собеседования и изучения ее личных и деловых качеств, а так же изучения личного дела, с ней "дата" главой администрации Гергебильского района был заключен трудовой договор.
Ей известно, что вместе с ней на эту должность претендовала Гунибская А., работавшая заведующей районным архивом, и другие кандидаты, которые не прошли конкурс.
Позже, "дата" прокурор района Гамзатова A.M. в адрес главы администрации Малачилова P.M. направила Представление в связи с тем, что кандидатура Ажидадаевой С.Г., а так же четверых заместителей, принятых на работу ранее, согласно п.32.2 Устава МО "Гергебильский район", не согласованы с районным собранием депутатов, требовала принять безотлагательные меры к устранению допущенных нарушений в месячный срок.
17 июня 2013 г. прокурор, не дождавшись месячного срока, принес протест об отмене распоряжения главы администрации Гергебильского района N от "дата" о назначении Ажидадаевой С.Г. на должность заместителя главы администрации по тем основаниям, что данный документ противоречит ст. 16 ФЗ N 25 -ФЗ от 02 марта 2007 г. " О муниципальной службе в Российской Федерации", ст.6 Закона РД N 9 от 11 марта 2008 г. "О муниципальной службе в Республике Дагестан".
"дата" распоряжением главы администрации Малачилова P.M. за "." трудовой договор с ней расторгнут по п. 11 ст. 77 и 84 Трудового кодекса РФ, что просит признать незаконным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе, подписанной представителями АМО "Гергебильский район" по доверенности Дибировым М.Д. и Джамалутдитновой У.Ш., ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Выводы суда не соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Так, вывод Левашинского райсуда о том, что на расширенном заседании глава администрации Гергебильского района объявил конкурс на замещение должности заместителя главы администрации, не соответствует обстоятельствам, установленным судом, а также не соответствует фактическим обстоятельствам.
Конкурс на замещение указанной должности не объявлялся.
Судом также не было установлено, что в конкурсе, кроме истицы, участвовали несколько кандидатур женщин.
Действительно истица Ажидадаева С.Г. заявила в суде, что другие кандидатуры не прошли конкурс. Она не назвала и не могла назвать, где проходил конкурс, кто с ней в конкурсе участвовал, в какой форме он проходил.
Никто из конкурсанток судом не опрашивался и в суд не вызывался.
Суд в решении утверждает, что истица имеет два высших образования и при этом не учитывает, что она не имеет опыт руководящей работы. Кроме как секретарем суда, она нигде не работала.
Из 11 лет, которые она проработала секретарем в суде последние 6 лет - с 2008 по 2013 год, она находилась в отпуске по уходу за ребенком. Последние 6 месяцев Ажидадаева С.Г. была безработной.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 02 марта 2007 N 25-ФЗ " О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.
В решении суд указывает, что отсутствие согласования кандидатуры истицы Ажидадаевой С.Г.на должность заместителя главы администрации с районным собранием депутатов, предписанное Уставом МО "Гергебильский район", не может являться основанием для увольнения, так как данный документ не является федеральным законом.
Между тем, Устав МО "Гергебильский район" соответствует федеральному законодательству и принят во исполнение федерального закона N131-Ф3 "Об общих принципах организации органов местного самоуправления ".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца - адвокат Эминова Э.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 3 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно части 2 статьи 6 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Республики Дагестан от 10 июня 2008 года (ред.от 2 ноября 2012 года) "О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан" должность заместителя главы администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
При этом в соответствии со ст. 25 Закона о муниципальной службе в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов РФ; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы.
Ст. 9 Закона Республики Дагестан от 11 марта 2008 года N 9 (ред.от 30 декабря 2013 года") "О муниципальной службе в Республике Дагестан" в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе прямо установлено, что гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее образование, а также наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет.
Из материалов дела усматривается, что Ажидадаева С.Г. 1 ноября 2001 года назначена на должность специалиста второй категории - секретарем мирового судьи судебного участка N 48 Гергебильского района РД, с 2 декабря 2002 года она принята секретарем судебного заседания Гергебильского районного суда, откуда уволена по собственному желанию 16 января 2013 года.
При этом истцу по окончании Дагестанского технического университета 24 июня 2003 года присвоена квалификация "экономист" по специальности "Информационные системы в экономике", 14 января 2009 года по окончании ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации" присуждена квалификация "Юрист" по специальности "Юриспруденция".
Следовательно, стаж работы Ажидадаевой С.Г. секретарем мирового судьи и секретаря судебного заседания в период до 14 января 2009 года не может быть учтен как стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы,
Без этого периода специальный стаж работы истца составляет 4 года 2 дня, то есть менее предусмотренного законодательством семи лет.
Отсутствует у Ажидадаевой С.Г. и стаж муниципальной (государственной) службы, требуемой продолжительности шести лет.
В действующей в указанный период редакции ст. 12 Федеральный закон от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы, к коим относится должность секретаря судебного заседания, предусматривает наличие высшего профессионального образования. Профессиональным образованием для этой должности является юридическое.
Так, с 14 января 2009 года по 16 января 2013 года стаж Ажидадаевой С.Г. в календарном исчислении составляет 4 года и два дня.
Однако, представителями ответчика суду апелляционной инстанции представлены выписки из приказов о предоставлении Ажидадаевой С.Г. отпусков по уходу за детьми (приобщены к материалам дела), из которых усматривается, что она находилась с 16 июля 2008 года по 2 декабря 2008 года и с 19 ноября 2009 по 7 апреля 2010 в отпусках по беременности и родам, с 17 января 2009 по 21 января 2010, с 8 апреля 2010 года по 20 мая 2011 года, с 1 июля 2011 по 20 ноября 2012 года находилась в отпусках по уходу за ребенком, что в общей сложности составляет 4 года 3 месяца и 9 дней.
Таким образом, фактически в указанный период она находилась в отпусках 3 года 10 месяцев и 23 дня (работала всего 1 месяц 9 дней).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что стаж муниципальной (государственной) службы истца на момент назначения на должность заместителя главы Администрации МО "Гергебильский район" составляет менее шести лет (всего 1 месяц9 дней), а стаж работы по специальности - менее семи лет.
Удовлетворяя исковые требования Ажидадаевой С.Г. о восстановлении на работе, суд первой инстанции также исходил из того, что Ажидадаева С.Г. была принята на работу в соответствии с действующим законодательством, а именно - при приеме на работу наряду с другими кандидатами, подала заявление на объявленное вакантное место, прошла собеседование, по результатам которой глава администрации Малачилов P.M., как работодатель 27 мая 2013 г. подписал с ней трудовой договор и издал распоряжение о назначении ее на должность заместителя главы администрации.
Между тем, доказательства наличия вакантной должности заместителя главы МО в администрации Гергебильского района на момент принятия на работу Ажидадаевой С.Г. суду не представлены.
Вакантной должностью в муниципальном органе считается незамещенная муниципальная должность муниципальной службы, если она предусмотрена штатным расписанием органа местного самоуправления.
Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в органе местного самоуправления объявляется при наличии вакантной муниципальной должности и отсутствии резерва муниципальных служащих для ее замещения.
Как усматривается из лимитов численности работников органов государственной власти и управления Республики Дагестан и органов местного самоуправления районов и городов, утвержденных Постановлениями Правительства Республики Дагестан, начиная с 2002 года у главы Администрации МО "Гергебильский район" предусмотрено две единицы заместителей (л.д.44).
Сама же истица в иске указывает, что на момент принятия на должность заместителя работающих заместителей было пять, она принята шестой, то есть вакантной должности заместителя главы администрации в период ее принятия на должность не имелось.
Кроме того, в случаях, предусмотренных уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы производится на конкурсной основе.
При этом целью конкурса является отбор наиболее подготовленного лица, имеющего необходимое образование, профессиональные знания и способного по своим личным и деловым качествам к муниципальной службе на муниципальной должности.
Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего, а также обеспечивает должностной рост муниципального служащего в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой, отбор и формирование высокопрофессионального кадрового состава органов местного самоуправления.
Право на участие в конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, отвечающие установленным законодательством РФ и субъекта РФ требованиям, необходимым для замещения вакантной должности.
Информация о дате и месте проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы подлежит обязательному опубликованию.
Доказательств объявления конкурса в соответствии с требованиями действующего законодательства суду не представлены.
В тоже время основания для объявления конкурса были, поскольку было несколько претендентов на занятие указанной должности, что сама истица также не отрицает.
Согласно ст. 38 Закона Республики Дагестан "О муниципальной службе в Республике Дагестан" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном районе заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Истец утверждает и суд первой инстанции согласился, что проведение конкурса - это право работодателя, в связи с чем принятие на работу без конкурса нельзя считать нарушением процедуры приема на работу.
Между тем, реализация принципа равного доступа к государственной службе должна быть обеспечена определенными гарантиями, одной из которых является конкурс на замещение муниципальной должности.
С учетом того, что претендентов на должность было несколько, назначение на должность без проведения конкурса, по мнению судебной коллегии, препятствовало равному доступу к муниципальной службе и повлекло нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом, в связи с чем назначение Ажидадаевой С.Г. на должность заместителя главы Администрации МО "Гергебильский район" без проведения конкурса нельзя признать законным.
В п. 11 ст. 77, ст. 84 ТК РФ содержится основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающих возможность его продолжения.
Изложенные выше обстоятельства - отсутствие требуемой продолжительности как стажа по специальности, так и стажа муниципальной (государственной) службы, нарушение процедуры назначения на должность и отсутствие согласия районного собрания на назначение Ажидадаевой С.Г. являются препятствиями ее дальнейшего пребывания на указанной должности.
С учетом изложенного решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 16 декабря 2013 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 16 декабря 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Ажидадаевой С.Г. о восстановлении в должности заместителя главы администрации МО "Гергебильский район" и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.