Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закараева А.Д. к администрации МО "город Хасавюрт" об обязании принять на учет и включить в список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе истца по делу на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 19 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Закараева А. Д. отказать".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закараев А.Д. обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации МО "город Хасавюрт" об обязании принять его на учет и включить в список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указал, что родился "дата"г., его мать Закараева А.А. умерла "дата"г., отец Закараев Д.Ж. погиб "дата"г. С тех пор он и его трое братьев остались круглыми сиротами. Распоряжением главы администрации г.Хасавюрта от "дата"г. N над ними было установлено опекунство, опекуном был назначен дядя Закариев Х.Ж. По достижении совершеннолетия, после консультации с юристом, ему стало известно о том, что в соответствии с ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. он и его братья имели право на социальную помощь по улучшению жилищных условий.
В связи с этим обратился в отдел учета и распределения жилья с целью выяснить, включен ли он в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, как выяснилось, он в указанный список не включен.
Причины, по которым органом местного самоуправления Закараев А.Д. включен в общий список, а не в список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, им неизвестны.
Между тем, двое младших братьев истца получили в установленном законом порядке благоустроенное жилье.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Закараев А.Д. просит решение суда отменить, его исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Ответчиком по делу выступала Администрация МО "город Хасавюрт", которая в судебном заседании полностью признала его исковые требования и не возражала против их удовлетворения.
Тем не менее, суд незаконно отказал ему, в удовлетворении исковых требований ссылаясь на то, что в отношении него органом опеки и попечительства гор. Хасавюрта установлено отсутствие родительского попечения и ему назначен опекун, однако до достижения 23-летнего возраста он в качестве сироты, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не учтен. До указанного возраста об обеспечении ему как сироты, мерами социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилья он не обращался. Также суд ссылался на то обстоятельство, что какие-либо уважительные причины, препятствующие постановке Закараева А.Д. на учет в качестве сироты, нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо его обращение с таким заявлением в судебном заседании не представлено.
С данными выводами суда он не согласен, так как считает, после того как он стал сиротой, он был в несовершеннолетнем возрасте. Поставка его на учет детей сирот для улучшении жилищных условий, была прерогатива отдела органа опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 года N58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях до 23-х лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста по обстоятельствам, не зависящим от воли указанных лиц, сохраняет свое право на внеочередное получение жилого помещения.
Он был принят на учет в список очередности на получение жилья в 2007 году на общих основаниях, а не как сирота, что привлекло к грубому нарушению его законных прав. Причина, по которой органом местного самоуправления Закараев А.Д. был включен в общий список, а не в список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему по настоящее врем неизвестна.
Считает, что суд при вынесении решения должным образом не исследовал обстоятельства дела, что и послужило незаконному отказу в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как видно из материалов дела, Закараев А.Д., "дата" года рождения. Свидетельством серии N N от "дата"г. подтверждается, что мать заявителя Закараева А. А. умерла "дата"г., отец умер "дата"г.
"дата"г. на основании распоряжения главы администрации г.Хасавюрт N над несовершеннолетним Закараевым А.Д., "." г.р. и его братьями установлено опекунство, опекуном назначен их дядя Закариев Х.Ж.
Согласно справке отдела учета и распределения жилья администрации МО "город Хасавюрт" N от "дата" Закараев А.Д. распоряжением главы администрации от "дата"г. N на основании решения жилищной комиссии от "дата"г. в возрасте 25 лет принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь. Номер его очередности в общей очереди по состоянию на 2013г. - ".".
Таким образом, до достижения 23-летнего возраста он в качестве сироты, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не учтен, до указанного возраста об обеспечении его, как сироты, мерами социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилья Закараев А.Д. не обращался.
Он также не обращался с заявлением о признании незаконным решения Администрации МО "город Хасавюрт" о постановке его в апреле 2007 года на учет в общую очередь, а не включен в список детей сирот.
Поскольку до достижения возраста 23 лет истец в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением не встал на учет нуждающихся в получении жилых помещений, а по достижении возраста 23 лет он уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как он утратил одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки - он утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и вследствие этого положения данного Федерального закона на него не распространяются, судом первой инстанции в удовлетворении его требований отказано правильно.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.
Обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 19 декабря 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.