Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Сангаджиева А.В., Панасенко Г.В.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Савченко Е.Е. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2013 г. по гражданскому делу по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Элисте к Савченко Елене Евгеньевне о взыскании задолженности по налогам и пеней.
Заслушав судью Панасенко Г.В., объяснения Савченко Е.Е., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Элисте Mузраева C.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Элисте (далее - налоговый орган, ИФНС по г.Элисте) обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
Савченко Е.Е., являющаяся в 2011 г. собственником автомашины марки ГАЗ-***, государственный peгистрационный знак ***, земельного участка, жилого дома по адресу: г.Элиста, въезд ХХХ, *; */* доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: г. Элиста, ул. ХХХ, **, а также */** доли - на гараж и жилой дом по этому же адресу, в установленные налоговым законодательством сроки не уплатила за 2011 г. транспортный налог в сумме *** руб. ** коп., земельный налог - *** руб. ** коп., налог на имущество - *** руб. ** коп., в отношении которых ей были направлены налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов ответчику направлено требование об их уплате, а также начисленных на них пеней по состоянию на 27 и 30 ноября 2012 г., в частности, на налог на имущество физических лиц в сумме ** руб. ** коп., транспортный налог - ** руб. ** коп.; земельный налог - ** руб. ** коп. Требование не исполнено до настоящего времени. Просила взыскать недоимку по налогам и пеням с ответчика.
Представитель ИФНС по г.Элисте, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В судебное заседание ответчик Савченко Е.Е. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2013 г. иск удовлетворен: с Савченко Е.Е. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте взысканы: земельный налог в сумме *** руб. ** коп. и пени по земельному налогу - ** руб. ** коп.; налог на имущество физических лиц в сумме *** руб. ** коп. и пени по налогу на имущество - ** руб. ** коп.; транспортный налог в сумме *** руб. ** коп. и пени - ** руб. ** коп. В доход бюджета г.Элисты с ответчика взыскана государственная пошлина в размере *** руб. ** коп.
В апелляционной жалобе Савченко Е.Е. просит решение суда отменить и вынести новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на несогласие с размером взысканного налога на имущество физических лиц, исчисленного, по ее мнению, налоговым органом неправильно, в частности, без учета действительной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, которая значительно ниже принятой во внимание при расчете. Кроме того, по ее мнению, из налоговой базы для исчисления налога подлежит вычету стоимость хозяйственных построек. Считает, что как многодетная мать имеет право на налоговые вычеты в соответствии с п.1 ст. 218 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснение сторон, суд апелляционной инстанции находит решение суда в части взыскания налога на имущество физических лиц и пеней подлежащим изменению, в остальной части - оставлению без изменения.
Удовлетворяя исковое требование о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, суд руководствовался п.1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", ст. 23, 45, 48, 356-358, 388-390 Налогового кодекса РФ и исходил из того, что Савченко Е.Е., являющаяся в 2011 г. собственником жилого дома, а также долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и гараж, является плательщиком налога на имущество физических лиц. Поскольку имеющаяся задолженность по налогу за 2011 г. ее не уплачена, она подлежит взысканию.
С указанными выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствует нормам материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 1, 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Уплата налога должна производиться не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п.1, 2, 9 ст. 5 Закона).
В силу п.1 ст.3 того же Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Решением Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия от 3 ноября 2005 г. N10 "Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории города Элисты" утверждены основные положения по исчислению налогов на имущество физических лиц. Ст. 1 Решения установлены ставки налога на жилье (дома, квартиры), дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования имущества: жилой фонд - стоимостью от 750 000 до 1500 000 руб. - 0,3 %, стоимостью свыше 1500000 руб. - 0,5 %.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ст. 69, 70 того же кодекса в случае неисполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления у него недоимки.
На основании п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налогов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 данной статьи требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в 2011 г. Савченко Е.Е. являлась собственником жилого дома по адресу: г. Элиста, въезд ХХХ, *, а также */** доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и гараж по адресу: г. Элиста, ул. ХХХ, **.
В связи с этим налоговым органом в адрес Савченко Е.Е. 28 ноября 2012 г. было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических за 2011 г. в размере *** руб. ** коп. Ввиду неуплаты налога 12 декабря 2012 г. ответчику направлено требование об его уплате и пеней в срок до 20 декабря 2012 г.
Факты получения налоговых уведомления и требования ввиду принадлежности указанных объектов недвижимости в 2011 г. и неуплаты налога за этот период ответчиком не отрицались.
Судебный приказ о взыскании возникшей задолженности с Савченко Е.Е., вынесенный на основании заявления налогового органа, определением мирового судьи судебного участка N1 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 июля 2013 г. был отменен. 27 сентября 2013 г. налоговый орган обратился в суд с иском.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что налоговый орган обратился в суд с иском в установленные законом сроки, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении требования ИФНС по г.Элисте о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2011 г.
Вместе с тем, нельзя согласиться с размером налога на имущество физических лиц, взысканного с ответчика ввиду того, что он исчислен с нарушением требований действующего налогового законодательства.
Так, согласно п. 1, 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно - правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Как видно из материалов дела, расчет налога на имущество ответчика произведен налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости жилого дома по адресу: г.Элиста, въезд ХХХ, * - *** руб., жилого дома по адресу: г.Элиста, ул. ХХХ, **, - *** руб.
Между тем, из справки филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее по тексту - БТИ) по Республике Калмыкия от 5 ноября 2013 г. следует, что инвентаризационная стоимость указанных жилых домов по ценам 2011 и 2012 гг. иная, в частности, стоимость жилого дома по адресу: г.Элиста, въезд ХХХ, * составляет - *** руб., жилого дома по адресу: г.Элиста, ул. ХХХ, ** - *** руб. (л.д. 42-43).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа Mузраев C.Ф. заявил, что первоначально при исчислении налога на имущество ответчика допущена ошибка. Указал, что с учетом данных, указанных в справке филиала ФГУП об инвентаризационной стоимости от 5 ноября 2013 г., налог на имущество ответчика за 2011 г. составляет *** руб. ** коп., пени начислены необоснованно и не подлежат взысканию с ответчика.
Учитывая, что расчет указанного размера налога произведен из действительной инвентаризационной стоимости принадлежащих ответчику жилых домов, оснований не согласиться с ним не имеется. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию налог на имущество физических лиц в указанном размере.
Соответственно решение суда первой инстанции в части взыскания налога на имущество физических лиц в размере *** руб. ** коп. и пеней по налогу на имущество в размере ** руб. ** коп. подлежит отмене.
Довод жалобы о том, что налог на имущество подлежал исчислению налоговым органом не из размера инвентаризационной стоимости, установленной БТИ, а из суммы разницы между нею и стоимостью хозяйственных построек и дворовых сооружений не может быть принят во внимание.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество исчисляется налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения установлен приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992г. N87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности"
Согласно донному Порядку исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.
Из положений указанного Порядка следует, что установленная местными бюро технической инвентаризации инвентаризационная стоимость имущества должна приниматься налоговыми органами за основу при расчете налога.
Таким образом, налог на имущество ответчика исчислен налоговым органом в настоящее время на основании данных БТИ, то есть в соответствии с требованиями закона. Требований же об оспаривании размера инвентаризационной стоимости к органам бюро технической инвентаризации или действий указанного органа при рассмотрении данного дела ответчиком не заявлялось.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что ответчик как многодетная и одинокая мать имеет право на налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты установлены и применяются при исчислении налога только на доход, следовательно, не могут применяться при уплате налога на имущество физических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2013 г. в части взыскания налога на имущество физических лиц и начисленных на него пеней отменить.
Взыскать с Савченко Елены Евгеньевны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте налог на имущество в сумме *** руб. ** коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи А.В. Сангаджиев
Г.В. Панасенко
Копия верна: Судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.