Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Медведевой И.А.,
с участием прокурора Назарова А.А.,
при секретаре Янчук Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" об оспаривании приложения N 2 подраздел "Объекты архитектуры и градостроительства г. Йошкар-Олы" к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" в части включения в перечень объектов культурного наследия объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Советская, д.98,
УСТАНОВИЛ:
3 сентября 1992 года Правительством Республики Марий Эл принято постановление N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" (далее - постановление), пунктом 3 которого постановлено принять вновь выявленные в результате проведенной Министерством культуры Республики Марий Эл в 1991 году инвентаризации памятники архитектуры, истории и культуры под государственную охрану, как памятники республиканского значения согласно приложению N2 - Вновь выявленные памятники истории, архитектуры и градостроительства.
Согласно позиции 28 раздела "Объекты архитектуры и градостроительства г. Йошкар-Олы" приложения N2 к постановлению принят на государственную охрану жилой дом, расположенный по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 98, принадлежащий на праве оперативного управления Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл) и находящийся на забалансовом счете Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл).
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" обратились в суд с заявлением о признании недействующим приложения N 2 подраздел "Объекты архитектуры и градостроительства г. Йошкар-Олы" к постановлению в части включения в перечень объектов культурного наследия объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Советская, д.98, ссылаясь на его противоречие положениям Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и положениям пунктов 28, 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, положениям пунктов 12, 15, 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N203.
В обоснование заявления ссылались на то, что здание расположено на земельном участке (кадастровый номер N ... ), находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл, на котором в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы 2007-2016 г.г.", утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. N 540, должно быть осуществлено строительство административного здания, однако снос данного дома, являющегося памятником архитектуры, невозможен. К тому же здание никакой исторической или архитектурной ценности не представляет, находится в непригодном для проживания состоянии, надлежащей экспертизы об отнесении его к памятникам истории не проводилось, при отнесении здания к памятникам истории был нарушен установленный порядок: не проведена требуемая законом экспертиза, учетная карточка и паспорт составлены лишь 30 июня 2009 года, не установлена зона охраны памятника, а также охранная доска на объекте. Придание объекту статуса памятника архитектуры нарушает интересы УФСИН России по Республике Марий Эл, его содержание не отвечает целям и задачам органов, в компетенцию которых входит осуществление задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний.
В судебном заседании представители УФСИН России по Республике Марий Эл Ширшова Л.В. и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл Пирогова Н.Ю. заявление поддержали, пояснив аналогично изложенным в нем доводам.
Представитель Правительства Республики Марий Эл Михеева А.И. пояснила, что оспариваемые положения постановления Правительства Республики Марий Эл не нарушают требования закона, иных актов, имеющих большую юридическую силу; порядок отнесения объекта к памятникам архитектуры местного значения был соблюден; объект принят на охрану, включен в перечень, рассмотрение спора оставила на усмотрение суда.
Представитель Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Меледина А.С. поддержала позицию представителя Правительства Республики Марий Эл.
Представители Министерства культуры Российской Федерации, Управления Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу, Республиканского государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры", администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. В соответствии с частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть заявление в их отсутствие.
Отсутствующими представителями Министерства культуры Российской Федерации, администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" представлены возражения относительно поданного заявления (т. 1, л.д. 122-125, т.2, л.д. 38-42).
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 25 сентября 2001 года N 318, от 29 августа 2007 года N 212, от 4 августа 2011 года N 238, от 9 августа 2012 года N295) вновь выявленные памятники архитектуры, истории и культуры в результате проведенной Министерством культуры Республики Марий Эл в 1991 году инвентаризации приняты на государственную охрану как памятники республиканского значения согласно приложению N 2 (пункт 3 постановления). В приложении N 2 "Вновь выявленные памятники истории, архитектуры и градостроительства", в разделе "Объекты архитектуры и градостроительства г.Йошкар-Ола", позиция 28 указан жилой дом по адресу: г.Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 98 ( т. 1, л.д. 148-186).
В настоящее время указанный жилой двухквартирный дом, общей площадью 84 кв.м, передан Главным Управлением исполнения наказаний Минюста России в оперативное управление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл (ранее - учреждение ИЗ 12/1) согласно договору N N ... от 25 апреля 2002 года, в соответствии с приложением N1 - Перечень объектов недвижимости (т. 1, л.д. 140-146).
С учетом разъяснений, изложенных пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", оспариваемое заявителем в части постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" по своему предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом.
Указанное постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года N 382 не было опубликовано. В соответствии с действовавшим в 1992 году Законом Республики Марий Эл от 10 июля 1992 года N 344-III "О Правительстве Республики Марий Эл" (т.1, л.д.215-232) решения Правительства Республики Марий Эл, имеющие нормативный характер или важное народнохозяйственное, либо общее значение, издавались в форме постановлений. Они вступали в силу с момента их принятия, если иное не было определено в самом акте (статья 44). При этом положение о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, содержащиеся в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не распространяется на нормативные правовые акты, принятые ранее декабря 1993 года.
Таким образом, оспариваемое в части постановление является действующим нормативным правовым актом и может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры являлся в период принятия оспариваемого постановления Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года (в редакции от 18 января 1985 года) "Об охране и использовании памятников истории и культуры" в соответствии со статьей 7 которого государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры в РСФСР осуществляется в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов в пределах прав, предоставленных законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на территории автономной республики или на территории соответствующего Совета, привлекают общественность к проведению мероприятий по охране, использованию и пропаганде памятников, организуют над ними шефство предприятий, учреждений и организаций, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры (статья 8).
В соответствии со статьями 118-2,118-3 Конституции Республики Марий Эл (в редакции Закона Республики Марий Эл от 8 июля 1992 года) правительство Республики Марий Эл является исполнительным и распорядительным органом Республики Марий Эл и правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Марий Эл, поскольку они не входят в компетенцию Верховного Совета Республики Марий Эл и Президента Республики Марий Эл. Решения Правительства издаются в форме постановлений и распоряжений.
Согласно статье 21 Закона Республики Марий Эл от 10 июля 1992 года N 334-III "О Правительстве Республики Марий Эл" Правительство Республики Марий Эл принимает меры по охране памятников истории и культуры, приумножению и широкому использованию духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей и повышению их культурного уровня.
Таким образом, оспариваемое в части постановление принято Правительством Республики Марий Эл в пределах своей компетенции.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации на момент рассмотрения дела, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Под государственной охраной объектов культурного наследия федеральный законодатель понимает систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (статья 6).
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР", постановлением Совета Министров РСФСР от 28 февраля 1991 г. N 123 N 447-I "О мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР", принятым в соответствии с указанными актами постановлением Совета Министров Марийской ССР от 6 июня 1991 года N 187 "О неотложных мерах по сохранению национального, культурного и природного наследия народов, проживающих на территории Марийской ССР" (т. 2 л.д.20-22,96-100) для проведения полной инвентаризации национальных ценностей в Марийской ССР утверждена Республиканская межведомственная комиссия по инвентаризации, учету и оценке историко-культурного наследия Марийской ССР.
По результатам проведенной инвентаризации, как следует из пояснений представителей Правительства Республики Марий Эл и Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и содержания пункта 3, 3 сентября 1992 года Правительством Республики Марий Эл было принято оспариваемое постановление N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл".
Из текста постановления следует, что предмет его регулирования имеет целевую направленность, постановление определяет список памятников архитектуры, истории и культуры, принятых на государственную охрану, что согласуется с предписаниями Федерального закона N73-ФЗ, по смыслу которого федеральный законодатель, провозглашая государственную охрану объектов культурного наследия одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, одновременно наделяет органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по решению вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, в том числе вопросов государственного учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (статьи 9.2, 18, 33).
Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено данным Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат названному Федеральному закону.
В силу пункта 1 указанного Положения об охране и использовании памятников истории и культуры памятниками истории и культуры (далее - Положение) являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории СССР охраняются государством.
Пунктом 13 Положения установлено, что государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников (пункт 18 Положения).
Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203, предусмотрен порядок государственного учета памятников истории и культуры.
Так, государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (пункт 12 Инструкции).
Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны (пункты 20 и 21 Инструкции).
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 98, являющийся памятником культуры местного значения, принят на государственную охрану и отнесенным в порядке пункта 3 статьи 64 Федерального закона N73-ФЗ к объектам культурного наследия регионального значения (код памятника ... ).
В 1993 году Министерством культуры Республики Марий Эл список объектов культурного наследия дополнительно был издан в форме каталога "Памятники истории, культуры и природы Республики Марий Эл", в разделе 3 которого "Объекты архитектуры и градостроительства", позиция 70, указан спорный объект.
Из представленных суду Историко-архитектурного опорного плана заповедного района г. Йошкар-Олы (1988), Пояснительной записки к дополнительной предпроектной научно-исследовательской работе к проекту зон охраны памятников культуры, истории и архитектуры (1994), карт и схем следует, что спорный объект находится в историческом центре города Йошкар-Олы, в границах его заповедной зоны (т.2, л.д.46-75).
Как следует из представленных документов, работа по созданию историко-архитектурного опорного плана проводилась на основании соглашения с Министерством культуры Марийской АССР и в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 и Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры ССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года N 33. Работа по созданию опорного плана предусматривала: обследование исторической застройки города, выявление памятников истории и культуры, ценных элементов застройки, исторической среды; проведение необходимых историко-архивных и библиографических исследований; историко-архитектурное обследование выявленных объектов (т. 2, л.д. 62-63).
Материалы инвентаризационного дела на спорный объект свидетельствуют, что архитектурное исследование объекта было проведено в 1988 году, специалистом института "Ленгипрогор" ... , при обследовании объекта был проведен осмотр, обмеривание объекта, его фотофиксация, с составлением соответствующих схем и планов (т.2, л.д. 23-30).
Таким образом, представленные суду материалы проектной и научно-исследовательской работы, материалы инвентаризации, включение в состав инвентаризационной комиссии научных работников, специалистов в области архитектуры, истории (приложение к постановлению Совета Министров Марийской ССР от 6 июня 1991 года N 187) свидетельствуют об установлении специалистами сведений, позволяющих причислить выявленный объект к категории памятников архитектуры; на основании чего суд делает вывод о соблюдении положения пункта 12 Инструкции, не требовавшего составления заключения экспертизы в виде отдельного документа.
Историко-архитектурный опорный план был согласован с Главным Управлением охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР 28 октября 1988 года исходящим N 982 (т.2, л.д.62).
Собранные при проведении работы по созданию историко-архитектурного опорного плана сведения об объектах, в том числе спорного объекта, были учтены Республиканской межведомственной комиссией по инвентаризации, учету и оценке историко-культурного наследия Марийской ССР при составлении списка вновь выявленных памятников в оспариваемом постановлении.
При указанных обстоятельствах, поскольку работы по выявлению памятников были согласованы с Министерством культуры РСФСР, отнесение объектов к категории объектов культурного наследия оспариваемым постановлением произведено в результате инвентаризации, не предусматривавшей дополнительного согласования ее результатов, доводы заявления об отсутствии согласования не могут являться существенными для рассматриваемой ситуации.
Судом также установлено, что 23 июня 1999 года собственнику квартиры N N ... в доме N98 по ул. Советская, г. Йошкар-Олы Г. выдавалось охранное обязательство по памятнику архитектуры (т.2, л.д.9-10).
Положения пунктов 15 и 16 Инструкции определяют, что на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал, а также составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.
В соответствии с Уставом Республиканского государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (т.2, л.д. 84-92) данное учреждение осуществляет деятельность по организации работ по техническому обследованию памятников истории и культуры на территории Республики Марий Эл (пункт 2.2), в связи с чем данное учреждение правомочно составлять учетные документы по объектам культурного наследия.
30 июня 2009 года на спорный объект были составлены учетные документы: учетная карточка и паспорт, содержащие сведения о местонахожении (г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 98), состоянии объекта (плохое), категории охраны (республиканская), оценку культурного значения (дом является деревянным памятником архитектуры средовой застройки начала ХХ века, построен в традициях провинциального классицизма), об основных историко-архитектурных и библиографических материалах, находящихся в Государственном архиве Республики Марий Эл, Музее г. Йошкар-Олы, с осуществлением фотографирования объекта и составлением схемы (т. 1, л.д. 70-76, т.2, л.д. 19).
Кроме того, суду дополнительно представлена справка консультанта Управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Курочкиной С.А. о культурной ценности спорного объекта, составленная на основании архивных материалов и топографической карты г.Царевококшайска 1916-1917г.г., составленной проф. Стариковым (т.2, л.д.13-18).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что доводы заявителей о нарушении порядка отнесения задания к памятникам архитектуры, об отсутствии культурной ценности объекта, опровергаются указанными выше доказательствами.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения (пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 28 указанного Федерального закона в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется, в частности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с данным Федеральным законом (пункты 2.1 и 3 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ).
Таким образом, исключение объекта культурного наследия из реестра возможно только при осуществлении особой административной процедуры.
Данная процедура в отношении спорного объекта проведена не была, тогда как единственным допустимым доказательством факта признания утраты объектом статуса историко-культурного наследия, является исключительно экспертное заключение соответствующего государственного органа, составленное в порядке, установленном Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N569.
Представленные стороной заявителя акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 24 апреля 2013 года, равно как и аналогичные акт и заключение от 27 декабря 2013 года не являются доказательствами полной физической утраты объекта, либо утраты объектом статуса историко-культурного наследия (т. 1, л.д. 85-89,134-136).
Согласно справке Йошкар-Олинского отделения Филиала по Республике Марий Эл ФГУП "Ростехинвентаризация" от 29 марта 2013 года N N ... приведенный процент износа жилого дома по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 98, составляет 89%, что не свидетельствует о полной гибели объекта (т.1, л.д. 103).
Не установление государственным органом охраны памятников охранной доски, не установление зоны охраны памятника, не может являться основанием для признания оспариваемого нормативного акта незаконным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения приложения N2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" соответствуют требованиям закона и не могут рассматриваться как нарушающие права и интересы заявителей, поскольку правомерно ограничивают их права в публичных интересах сохранения объектов истории и культуры.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" об оспаривании приложения N 2 подраздел "Объекты архитектуры и градостроительства г. Йошкар-Олы" к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" в части включения в перечень вновь выявленных памятников истории, архитектуры и градостроительства объекта: "жилой дом", местонахождение: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Советская, д.98, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Медведева
Решение в окончательной форме составлено 12.03.2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.