Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Редько Е.П., Весёлой И.Н.,
при секретаре Ковалевой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского района о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу ч. 3 ст. 52.1 (в части), ст. 47 (в части) Устава муниципального образования "данные изъяты" сельсовет
по апелляционному представлению прокурора Алтайского района на решение Алтайского районного суда от 19 ноября 2013 года, которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., выслушав объяснения представителя прокуратуры РХ Минчук Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя заинтересованного лица администрации "данные изъяты" сельсовета Голотиной Л.В., возражавшей против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу ч. 3 ст. 52.1 (в части), ст. 47 (в части) Устава муниципального образования "данные изъяты" сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "данные изъяты" сельсовет от 08.01.2006 N 18 (далее - Устав), мотивируя требования тем, что прокуратурой выявлено противоречие Устава федеральному законодательству. Так, Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи с указанными изменениями федерального законодательства к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены, в том числе разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Законом Республики Хакасия от 20.12.2012 N 123-ЗРХ "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума о Республике Хакасия" (ч. 8 ст. 5) предусмотрено, что представительный орган муниципального образования не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 60 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава публикует в средствах массовой информации либо обнародует иным способом сообщение о предстоящем формировании избирательной комиссии муниципального образования нового состава. Предложения по кандидатурам в новый состав избирательной комиссии муниципального образования принимаются представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня опубликования (обнародования) указанного сообщения. Представительный орган муниципального образования принимает решение о формировании нового состава избирательной комиссии муниципального образования не позднее 5 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава. Однако положения ч. 3 ст. 52.1 Устава противоречат сроку, установленному Законом Республики Хакасия N 123-ЗРХ.
Так как Устав муниципального образования "данные изъяты" сельсовет не был приведен в соответствии с действующим федеральным законодательством, просил признать ч. 3 ст. 52.1 (в части), ст. 47 (в части) Устава недействующими.
В судебном заседании прокурор Алтайского района поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Совета депутатов "данные изъяты" сельсовета Голотина Л.В. в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в отсутствие представителя Совета депутатов "данные изъяты" сельсовета.
Решением Алтайского районного суда от 19 ноября 2013 года в удовлетворении заявления прокурора Алтайского района о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу ст. 47 (в части) Устава муниципального образования "данные изъяты" сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "данные изъяты" сельсовет от 08.01.2006 N 18, отказано.
Часть 3 ст. 52.1 (в части) Устава муниципального образования "данные изъяты" сельсовета признана недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционном представлении прокурор Алтайского района, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании ст. 47 (в части) Устава недействующим и принять в этой части новое решение, которым заявление удовлетворить. Ссылаясь на доводы и основания заявления, анализируя действующее законодательство, указывает, что вывод суда об отсутствии противоречий федеральному законодательству ст. 47 Устава является необоснованным.
В возражениях на апелляционное представление глава "данные изъяты" сельсовета Голотина Л.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения. Указывает, что решением Совета депутатов "данные изъяты" сельсовета от 16.07.2013 N 30 в ст. 47 Устава внесены все необходимые изменения.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 44 Закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Часть 1 ст. 17 Закона, определяющая полномочия органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, дополнена пунктом 6.1 следующего содержания: "6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;".
Статьей 47 Устава закреплены полномочия администрации "данные изъяты" сельсовета.
На момент обращения прокурора в суд (10.10.2013) с заявлением о признании недействующей ст. 47 (в части) Устава, соответствующие изменения в муниципальный правовой акт, в связи с принятием Федеральных законов от 30.12.2012 N 289-ФЗ уже были внесены, что подтверждается решением от 16.07.2013 N 30, принятым Советом депутатов "данные изъяты" сельсовета от 25.07.2013 N 30 и зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия 25.07.2013 N. Устав дополнен пунктами 15.1 и 15.2 следующего содержания:
"15.1.) проводит осмотр зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдает рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
15.2.) разрабатывает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;" (л.д. 94, 95).
Довод апелляционного представления о том, что на момент обращения прокурора в суд с указанным выше заявлением ст. 47 (в части) Устава противоречила требованиям федерального закона, следовательно, должна была быть признана судом первой инстанции недействующей, не заслуживает внимания, поскольку данный довод опровергается материалами дела.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалованное решение Алтайского районного суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 19 ноября 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Алтайского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Долгополова Т.В.
Судьи
Редько Е.П.
Весёлая И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.