Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации о порядке организации и проведения
конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов
(утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минстроем РФ
20 марта, 12 марта, 26 февраля 1996 г. NN ЕЯ-77, 7-02-19, ВБ-11-37/7)
1. Общие положения
О проведении в 1995 году конкурса по размещению централизованных инвестиционных ресурсов см. письмо Минэкономики РФ от 15 февраля 1995 г. N ЯУ-101/081-48
1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российский Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе".
Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных частных инвесторов по ключевым направлениям развития российской экономики, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений.
1.2. Порядок конкурсного размещения централизованных ресурсов по инвестиционным проектам определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации *1, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.
О работе в Министерстве экономики Российской Федерации по проведению конкурсов размещения централизованных инвестиционных ресурсов см. Регламент Минэкономики РФ от 15 февраля 1995 г. N ЯУ-101/081-47
2. Субъекты инвестиционного конкурса
2.1. Конкурсный отбор строек и объектов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам, образованной при Министерстве экономики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе", создаваемыми ею рабочей группой по инвестиционным конкурсам, экспертным советом по оценке проектов и другими органами.
Состав Комиссии и рабочей группы по инвестиционным конкурсам обновляется ежегодно.
По инвестиционным проектам, представляемым на конкурс (бизнес-план), проводится многоканальная экспертиза.
2.2. Участниками конкурса являются юридические или физические лица, выступающие в качестве претендента по отдельному проекту. В случае участия в реализации проекта нескольких инвесторов в конкурсе участвует единое предприятие, которое должно иметь оформленные в установленном порядке уставные документы и самостоятельный баланс. При этом государственная поддержка может предоставляться указанному претенденту только после внесения в уставной капитал средств всеми учредителями. Размер собственных средств претендента в денежной форме не может быть меньше суммы запрашиваемой государственной поддержки.
2.3. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней - отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант.
Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.
3. Условия конкурсного размещения централизованных
ресурсов по коммерческим инвестиционным проектам
3.1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О частных инвестициях в Российской Федерации" от 17 сентября 1994 г. N 1928 для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными условиями являются:
- доля государственной поддержки за счет федерального бюджета устанавливается в размере не более 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, не может быть менее 80 процентов;
- доля собственных средств инвестора, формируемых за счет прибыли, амортизации и продажи акций, в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта;
3.2. Объем долевого участия государства в финансировании инвестиционного проекта устанавливается:
- для вновь начинаемого строительства - от сметной стоимости проекта;
- для переходящего строительства - от остаточной сметной стоимости проекта.
Сметная стоимость строительства определятся в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-85).
Не включаются в стоимость инвестиционного проекта ранее произведенные затраты на создание основных фондов, пополнение оборотных средств и другие расходы, непосредственно не связанные с реализацией проекта.
3.3. Источниками собственных средств инвестора, направляемыми на финансирование проекта, являются:
- прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта;
- разница между начисленной и использованной амортизацией (в соответствии с данными приложения - форма 5 к бухгалтерскому балансу предприятия-претендента) за отчетный период;
- средства от продажи акций в объеме их поступления на счет инвестора (строка 400 формы 1 бухгалтерского баланса) на начало реализации проекта.
Для субъектов малого предпринимательства, кроме того в объем собственных средств инвестора, направляемых на финансирование проекта, включаются прибыль, начисленная амортизация, получаемые в результате производственной деятельности в период создания производственных мощностей по данному проекту *2.
3.4. В целях отбора наиболее эффективных проектов необходимо учитывать, что срок окупаемости инвестиционного проекта, как правило, не должен превышать двух лет с момента получения средств федерального бюджета на возвратной и платной основе.
3.5. Инвестор имеет право выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта:
а) предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере 1/4 действующей учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговариваются в соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченными коммерческими банками;
б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости) и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета. Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта.
4. Конкурсное размещение централизованных
инвестиционных ресурсов среди инвесторов
4.1. Комиссия по инвестиционным конкурсам посредством публикаций в средствах массовой информации доводит до сведения потенциальных претендентов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов следующие сведения о предстоящем конкурсе:
- адрес организатора конкурса, у которого можно получить разъяснения;
- порядок оформления конкурсной заявки, требования к ее визированию и оформлению;
- требования к процедуре передачи заявок в Комиссию по инвестиционным конкурсам;
- обязательство конфиденциальности любой документации, составляемой в рамках проводимого конкурса;
- информацию о возможности внесения участниками конкурса изменений в имеющийся проект при соблюдении требований по согласованию с Комиссией по инвестиционным конкурсам, проводящей конкурс, или без такового;
- процедура и срок определения Комиссией по инвестиционным конкурсам победителя конкурса;
4.2. Претенденты, желающие участвовать в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов, направляют заявки в адрес Комиссии по инвестиционным конкурсам в двух экземплярах. Рекомендации по составу заявок претендентов приводятся в Приложении N 1.
4.3. Заявки претендентов регистрируются и рассматриваются Комиссией по инвестиционным конкурсам.
На основе представленных заявок проводится проверка финансовой состоятельности претендентов и принимается решение об их участии в конкурсе.
Не допускаются к конкурсу претенденты:
- структуры которых находятся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, либо ограничиваемые в правовом отношении в соответствии с действующим законодательством;
- сообщившие о себе ложные сведения;
- не предоставившие необходимые документы, а также надлежащие гарантии в отношении выполнения финансовых обязательств.
4.4. Обязательной составной частью заявки на участие в конкурсе является утвержденный претендентом бизнес-план, составленный на основе проектно-сметной документации.
4.5. Проектно-сметная документация должна соответствовать требованиям СНиП 11-01-95. Ее экспертиза осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства". Показатели бизнес-плана основываются на технологических и технико-экономических расчетах, проработке инженерных решений и показателей эффективности, ликвидности и финансовой устойчивости по данному объекту инвестирования.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 постановление СМ РФ от 20 июня 1993 г. N 585 признано утратившим силу
См. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145
Макет бизнес-плана претендента для участия в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов между проектами приведен в Приложении N 2.
4.6. Комиссия по инвестиционным конкурсам с привлечением независимых экспертов, консультантов и т.д. в течение 45 дней со дня регистрации заявки рассматривает материалы претендента и принимает решения о предоставлении (отказе) претенденту поддержки за счет централизованных инвестиционных ресурсов.
Предложения о конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов среди объектов агропромышленного комплекса в тот же срок согласовываются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
4.7. Комиссия по инвестиционным конкурсам в течение десяти дней после принятия решения о выделении централизованных инвестиционных ресурсов сообщает о нем победителю конкурса и направляет письменные уведомления о своем решении тем претендентам, чьи предложения ею отклонены.
5. Расчеты организаторов и участников конкурса после его проведения
5.1. Сообщение Комиссией по инвестиционным конкурсам претенденту-победителю подтверждается выпиской из решения Комиссии.
5.2. По результатам инвестиционного конкурса оформляются следующие документы:
- протокол Комиссии по инвестиционным конкурсам о выделении централизованных капитальных вложений, финансируемых за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, победителю конкурса;
- соглашение о финансировании инвестиционного проекта за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе, подписанное Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным коммерческим банком;
- договор о финансировании проекта, подписанный уполномоченным коммерческим банком и предприятием-претендентом;
- соглашение о закреплении в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, подписанное Министерством финансов Российской Федерации, Российским фондом федерального имущества, претендентом-победителем и акционерным обществом, которое составляется при финансовом обеспечении проекта согласно пункту 3.5б.
5.3. Средства федерального бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих инвестиционных проектов, выделяются Министерством финансов Российской Федерации претенденту в пределах фактически произведенных затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы, а также при наличии документов, подтверждающих фактическое направление собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов.
5.4. Министерство финансов Российской Федерации перечисляет коммерческому банку средства федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования инвестиционных программ в недельный срок после предоставления коммерческим банком информации о фактически заключенных договорах с предприятиями и организациями и расчетов потребности на выделение средств на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.