Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора ООО "*****" Лобановой Е.В. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 269 Нижегородского района города Москвы от 28 июня 2013 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 14 октября 2013 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 269 Нижегородского района города Москвы от 28 июня 2013 года генеральный директор ООО "*****" Лобанова Е.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 КоАП РФ и ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 14 октября 2013 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Лобановой Е.В. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе Лобанова Е.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что ООО "*****" не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем не может являться объектом проверки соблюдения требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; о месте и времени рассмотрения дела и жалобы Лобанова Е.В. не была надлежащим образом извещена; мировой судья допустил к участию в рассмотрении дела защитника, не имеющего соответствующих полномочий; основания для применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при назначении Лобановой Е.В. административного наказания отсутствовали.
Изучив материалы истребованных из судебного участка N 269 Нижегородского района города Москвы дел, проверив доводы надзорной жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как усматривается из материалов истребованных дел, в ходе плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами ОНД Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве в период с 02 апреля 2013 года по 12 апреля 2013 года на основании распоряжений заместителя начальника Управления (по надзорной деятельности) - начальника ОНД Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве Крикуненко Д.В. от 04 марта 2013 года N 14-ГО и N 15-ЧС в отношении ООО "*****", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Скотопрогонная, д. 35, стр. 2, стр. 25, генеральным директором которого является Лобанова Е.В., были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны"; постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794-ФЗ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; постановления Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. N 547 "Об утверждении положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; приказа МЧС России от 19 января 2004 г. N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований"; Порядка разработки Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. N 124-ПП; Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804; Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993; Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583; Положения о техническом обслуживании и ремонте защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве от 18 ноября 2004 г.; СНиП II-II-77* "Защитные сооружения гражданской обороны"; СНиП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время"; Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687; Рекомендаций по разработке Планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций административных округов, районов г. Москвы, Департаментов, Комитетов, Управлений Правительства Москвы, городских служб гражданской обороны и организаций, утвержденных распоряжением первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 12 октября 2001 г. N 108-РЗМ; приказа МЧС России от 16 февраля 2012 г. N 70ДСП "Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 г. N 841; Положения о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1994 N 330-15; Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379; Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285; Порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 738; приказа МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований", выразившиеся в следующем: отсутствуют утвержденные руководителем организации функциональные обязанности и должностная инструкция специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; отсутствует положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; отсутствуют функциональные обязанности членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; отсутствует свидетельство о проведении обучения председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; отсутствует свидетельство о проведении обучения специалиста по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; отсутствует распорядительный документ об организации подготовки руководящего состава, специалистов организации и назначении учебных групп; отсутствуют программы подготовки руководящего состава и сотрудников организации, расписания и журналы учета занятий; инструкция по действиям персонала организации при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций не соответствует установленной структуре (требованиям) и не согласована с Управлением по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве; отсутствует распорядительный документ руководителя о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации; отсутствует план работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и по повышению устойчивости функционирования организации; отсутствуют отчетные документы о спланированных и проведенных мероприятиях и выполнении решений комиссий комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования; отсутствует распорядительный документ руководителя о создании эвакуационной комиссии для организации и проведения эвакуации сотрудников организации при возникновении чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; отсутствует распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок с сотрудниками организации; отсутствуют отчетные материалы о проведении учений и тренировок с сотрудниками организации; отсутствуют документы по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организации; не спланировано и не организовано обеспечение выдачи должностным лицам и работникам средств индивидуальной и медицинской защиты в установленные сроки; не разработан План выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки; не ведется учет защитного сооружения гражданской обороны; не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны организации, его технических систем, ремонт и замена защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; не организованы и не планируются мероприятия по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны организации, обучению рабочих и служащих правилам пользования им в чрезвычайных ситуациях в мирное врем; не проводится еженедельный запуск дизель-агрегата защитного сооружения гражданской обороны организации и не испытывается под нагрузкой, результаты испытаний не заносятся в журнал учета работы дизельной электростанции; не разработан годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны организации; ответственные лица организации не разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и не организуют выполнение спланированных работ, для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны; не предусмотрено оснащение защитного сооружения гражданской обороны организации коллективными аптечками на расчетное количество укрываемых; не проводятся в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров-поглотителей защитного сооружения гражданской обороны организации; не контролируется зарядка аккумуляторных батарей дизельной электростанции защитного сооружения гражданской обороны организации; допущено загромождение путей движения к убежищу (пандус) имуществом организации; не выполнена заливка свободного пространства в закладных (трубчатых) частях ограждающих конструкций убежища после прокладки силового кабеля кабельной мастикой (через тамбур аварийного выхода); не ведется журнал проверки состояния убежища; не разработано и не утверждено руководителем организации Положение об организации и ведении гражданской обороны в организации; не разработан годовой план, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации; не разработан План гражданской обороны организации; не планируется и не проводятся обучение должностных лиц и сотрудников организации, учения и тренировки по гражданской обороне; объемы накопления средств индивидуальной защиты дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно-химически опасных веществ в мирное время, медицинских средств индивидуальной защиты для должностных лиц и работников организации не соответствуют установленным нормам; не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны.
15 апреля 2013 года на основании выявленных нарушений старшим инженером отделения надзорной деятельности отдела надзорной деятельности Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве Назаровым А.А. в отношении генерального директора ООО "*****" Лобановой Е.В. было возбуждено четыре дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 и ч.ч. 1. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств: протоколами об административных правонарушениях от 15.04.2013, в которых изложено существо нарушений; распоряжениями заместителя начальника Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 04 марта 2013 года N 14-ГО и N 15-ЧС о проведении плановой выездной проверки ООО "*****" актом проверки от 12.04.2013 N 14-ГО; актом проверки от 12.04.2013 N 15-ЧС; копией приказа N 10 л/с от 28 апреля 2009 г. о назначении Лобановой Е.В. генеральным директором ООО "*****"; копией свидетельства о государственной регистрации права; копией договора от 21.01.2008 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества Гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий Гражданской обороны; копией распоряжения от 15 октября 2007 г.; копией устава ООО "*****"; копией письма об учете в Статрегистре Росстата; копией справки от 06 июня 2013 г.; устными показаниями старшего инженера отделения надзорной деятельности отдела надзорной деятельности Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве Н., полученными при рассмотрении дела мировым судьей.
При рассмотрении данных дел об административных правонарушениях судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применили нормы законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также законодательства о гражданской обороне. Выводы мирового судьи и судьи районного суда о квалификации действий Лобановой Е.В. по ч. 1 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7, ч. 1 ст. 20.7, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и её виновности в совершении указанных правонарушений являются верными. Они подтверждаются совокупностью вышеприведенных доказательств, оцененных судом на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ООО "*****" не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем его деятельность по сдаче в аренду недвижимого имущества не может являться объектом проверки соблюдения требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проверялся судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонен как основанный на неверном толковании закона. Вопреки доводам заявителя, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ст. 14 вышеназванного Федерального закона определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, невыполнение которых и послужило основанием для привлечения Лобановой Е.В. к административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о том, что о месте и времени рассмотрения дела и жалобы Лобанова Е.В. не была надлежащим образом извещена, несостоятельно. Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, о месте и времени судебного разбирательства, назначенного мировым судьей на 25 июня 2013 г., Лобанова Е.В. извещалась судебными повестками, которые были вручены ее защитнику Егоровой Т.В. для последующей передачи и которая добровольно, в соответствии со своим волеизъявлением приняла на себя обязательство по уведомлению Лобановой Е.В. о месте и времени рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В судебное заседание 25 июня 2013 года Егорова Т.В. явилась, ходатайств об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой Лобановой Е.В. не заявляла, против рассмотрения дел в её отсутствие не возражала.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях были обоснованно рассмотрены мировым судьей в отсутствие Лобановой Е.В., что согласуется с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ по окончании судебного разбирательства мировой судья правомерно огласил только резолютивную часть постановления, изготовив мотивированное постановление 28 июня 2013 года.
О месте и времени рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи от 28 июня 2013 года Лобанова Е.В. была уведомлена телефонограммой, которую она лично получила (л.д.158, административное дело N 3), однако в судебное заседание также не явилась.
Указанные выше обстоятельства в своей совокупности позволяют сделать вывод о том, что Лобанова Е.В. не пожелала воспользоваться своим правом на личное участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях и жалобы.
Таким образом, оснований полагать о нарушении права Лобановой Е.В. на судебную защиту не имеется.
То обстоятельство, что в описательно-мотивировочной части постановления мирового судьи не верно указана фамилия защитника, участвовавшего в судебном разбирательстве, а именно - Волкова Т.В. вместо Егорова Т.В., на что заявитель также ссылается в надзорной жалобе, следует считать явной технической опиской, которая не ставит под сомнение законность и обоснованность данного судебного акта.
Довод жалобы о том, что при назначении административного наказания мировой судья неправомерно применил положение ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, не может повлечь отмену судебных постановлений.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что 04 марта 2013 г. заместителем начальника Управления (по надзорной деятельности) - начальника ОНД Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве было издано распоряжение N 15-ЧС о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "*****", согласно которому задачей проверки является оценка выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этот же день вышеназванным должностным лицом было издано аналогичное распоряжение N 14-ГО, согласно которому задачей проверки является оценка выполнения установленных требований в области гражданской обороны. При этом цели, основания, предмет и сроки проведения проверок, указанных в данных распоряжениях, а также должностные лица, уполномоченные на их проведение, совпадают.
Изложенное свидетельствует о том, что фактически в отношении Общества была проведена одна проверка, по результатам которой 12 апреля 2013 г. старшим инженером отделения надзорной деятельности отдела надзорной деятельности Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве в отношении генерального директора ООО "*****" Лобановой Е.В. было возбуждено четыре дела об административных правонарушениях по ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 и ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, выразившихся в нарушениях законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и законодательства в области гражданской обороны. Указанные нарушения были допущены генеральным директором Общества в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 и ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, возбужденных в отношении генерального директора ООО "*****" Лобановой Е.В. по результатам проверки в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, подведомственно мировому судье судебного участка N 269 Нижегородского района города Москвы, который 25 июня 2013 г. и рассмотрел их.
Таким образом, генеральный директор ООО "*****" Лобанова Е.В., совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 и ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же мировому судье, была правильно привлечена к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением административного наказания по правилам ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверил дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
При назначении наказания мировой учел данные о личности Лобановой Е.В., а также характер совершенного административного правонарушения.
Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 269 Нижегородского района города Москвы от 28 июня 2013 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 14 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 и ч.ч.1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении Лобановой Е.В. оставить без изменения, надзорную жалобу Лобановой Е.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.