Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2014 N 33-6559/14
Судья: Тетерина Н.И. Дело N 33-6559
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 февраля 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Карпушкиной Е.И., Олюниной М.В.,
при секретаре Золотых В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе Березина М.Ю. на решение Таганского районного суда города Москвы от 02 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Березина М.Ю. к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг Центрального административного округа города Москвы" в лице "Многофункционального центра предоставления государственных услуг района Таганский города Москвы", Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" об обязании совершить действие - отказать.
установила:
Истец Березин М.Ю. обратился в суд с иском к ответчику Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг Центрального административного округа города Москвы" в лице "Многофункционального центра предоставления государственных услуг района Таганский города Москвы" об обязании при расчете платы за содержание и ремонт жилого помещения по адресу: ----- применить ко всей общей площади жилого помещения, составляющей 74 кв.м., с 01.03.2013 года цену в размере --- руб. за 1 кв.м., с 01.07.2013 года - цену в размере ---- руб. за 1 кв.м. и зачесть излишне уплаченные истцом с 01.03.2013 года суммы платы за содержание и ремонт жилого помещения в счет будущих платежей указанной платы. В обоснование требований истец указывает, что 15.07.2013 года им в МФЦ Таганского района было подано письменное заявление, в котором со ссылками на постановление СНК РСФСР от 28.02.1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью" и постановление СНК РСФСР от 20.08.1933 года "О жилищных правах научных работников", просил предоставить ему начиная с 1 марта 2013 года право оплачивать плату за содержание и ремонт жилого помещения в отношении всей общей площади жилого помещения по цене в размере ---- руб. за 1 кв.м, а с 01 июля 2013 - в размере ---- руб. за 1 кв.м., без оплаты дополнительной площади по повышенной цене --- руб. за 1 кв.м. Истец будучи доктором наук, заведующим кафедрой финансово-правовых дисциплин НОУ ВПО "Московский социально-экономический институт", являясь научным работником вправе иметь дополнительную площадь не менее 20 кв. метров. Согласно п. 14 и 15 приложений N 7 и 8 к постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 года N671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", норма площади жилого помещения для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется как социальная норма площади жилого помещения для семьи определенного состава, в частности для семьи, состоящей из двух человек - 42 кв.м., плюс 7 кв.м. на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина, то есть 56 кв.м. (42 кв.м. + (7кв.м. х 2 человека). С учетом полагающихся истцу, как научному работнику, дополнительных 20 кв.м. общей площади, норма площади жилого помещения для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения по общему тарифу составляет 76 кв.м. (56 кв.м. + 20 кв.м. дополнительная). Общая площадь квартиры истца составляет 74 кв.м., то есть меньше чем 76 кв.м., таким образом, никаких излишков общей площади для оплаты по повышенной цене в размере ---- руб. за 1 кв.м у истца не образуется.
Истец Березин М.Ю. в суде первой инстанции исковые требования поддержал.
Представители ответчиков в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое Березин М.Ю. просил отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
В судебную коллегию Березин М.Ю. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг гор. Москвы" Кровякова Т.В. считала доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению. Полагала, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением диссертационного совета при Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова от 17.02.2012 года N3 Березину М.Ю. присуждена ученая степень доктора экономических наук. Согласно Справке НОУ МСЭИ, доктор экономических наук Березин М.Ю. работает в НОУ МСЭИ с 01.11.2006 года по 30.06.2012 года в должности заведующего кафедрой налогов и налогообложения, с 01.07.2012 года по настоящее время - в должности заведующего кафедрой финансово-правовых дисциплин.
Истец Березин М.Ю. является собственником жилого помещения - отдельной трехкомнатной квартиры, общей площадью 74,0 кв.м., жилой площадью 41,90 кв.м., расположенной по адресу: -----.
В данной квартире зарегистрированы по месту жительства: Березин М.Ю. (ответственное лицо), Березина Н.С. (мать).
В соответствии с п. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, а, следовательно, и установлении перечня льгот и порядка их применение принимается органом государственной власти г. Москвы, то есть Правительством г. Москвы.
Нормы, применяемые при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расчете сумм льгот по оплате услуг и перечень лиц, с которых не взимаются платежи в оплату услуг за содержание и ремонт жилых помещений по цене за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, предусмотрены приложением N 8 к постановлению Правительства Москвы от 06 декабря 2005 г. N 983-ПП с изменениями и дополнениями, приложением N 10 к постановлению Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 г.", приложением N 14 к постановлению Правительства Москвы от 30 ноября 2010 г. N 1038-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 г."
В приложении N 8 к Постановлению Правительства Москвы от 06.12.2005 N 983-ПП (ред. от 28.10.2008) "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2006 год" (вместе с "Нормами, применяемыми при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также при расчете сумм льгот по оплате названных услуг") установлены нормы площади жилья, применяемые при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по регулируемым Правительством Москвы ценам. Оплата услуг по содержанию и ремонту жилых помещений и по отоплению по повышенной цене (фактической стоимости) за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, не взимается: с одиноко проживающих пенсионеров; одиноко проживающих инвалидов; с детей-сирот в возрасте до 18 лет за площадь, принадлежащую им на праве собственности; с граждан, занимающих квартиры на первом этаже; с семей состоящих из пенсионеров и/или инвалидов и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 16 лет; с одиноких граждан, проживающих в коммунальных квартирах; с собственников жилых помещений, оплачивающих услуги по содержанию и ремонту жилых помещений по фактической стоимости; с граждан, проживающих в домах или квартирах, признанных в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания; с граждан, имеющих право на дополнительную площадь, предоставленную им по состоянию здоровья.
В указанный перечень не входит категория граждан, являющихся научными работниками.
Отказывая в удовлетворении иска Березина М.Ю. к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг Центрального административного округа города Москвы" в лице "Многофункционального центра предоставления государственных услуг района Таганский города Москвы", Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" об обязании совершить действие, суд пришел к правильному выводу, что начисление истцу платы за содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги производится на основании действующего законодательства, с учетом занимаемой площади, количества проживающих, наличия льгот, тарифов, установленных постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
Суд правильно исходил, что Постановление СНК РСФСР от 28.02.1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью" и Постановление СНК РСФСР от 20.08.1933 года "О жилищных правах научных работников" не могут быть применены при разрешении возникшего спора.
Согласно п. 2 постановления СНК РСФСР от 28.02.1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью", дополнительная площадь, сверх установленной общей нормы жилой площади, предоставляется лицам, перечисленным в п.1 настоящего постановления в виде отдельной комнаты (пп. "и" п. 1 - научные работники), при отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется для научных работников в размере не менее 20 кв. м.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Установление перечня лиц, имеющих право на оплату площади всего жилого помещения в одинарном размере, вне зависимости от установленной нормы и установление такой нормы не находится в исключительной компетенции федерального законодателя.
На момент вступления в силу Жилищного кодекса РФ действующим являлось Постановление Правительства города Москвы N 360 от 27.04.1999 года "О ходе выполнения программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве", согласно которому истцу предоставлялось право оплачивать излишки жилой площади по тарифам города Москвы. При этом Жилищный кодекс РСФСР утратил силу с 01 марта 2005 г. (Федеральный закон N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"), федеральный закон, который устанавливал бы льготы по оплате жилого помещения для научных работников, отсутствовал как на момент введения в действие ЖК РФ, так и в спорный период.
Таким образом, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ спорный вопрос был урегулирован законодательством г. Москвы в пределах компетенции государственного органа власти г. Москвы, следовательно, дальнейшее правовое регулирование обоснованно осуществлялось в рамках законодательства г. Москвы.
В то же время постановление СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью" не может быть применено при разрешении настоящего спора, поскольку ЖК РФ изменил порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения; нормы, которые позволяют производить начисление платы за жилищные услуги за пользование дополнительной жилой площадью в одинарном размере, ЖК РФ не содержит; в то же время соответствующих льгот по оплате жилого помещения для научных работников федеральное законодательство и законодательство г. Москвы не содержит.
Пункт 2 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 20 августа 1933 года "О жилищных правах научных сотрудников" предусматривает право научных работников на дополнительную отдельную комнату для занятия сверх занимаемой ими по общей норме площади, а при отсутствии отдельной комнаты - на дополнительную площадь размером не менее 20 кв. метров.
Между тем, в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Иные нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма, согласно части 3 статьи 50 ЖК Российской Федерации могут устанавливаться только Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, и только в отношении граждан, указанных в части 3 статьи 49 ЖК Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Березина М.Ю. о том, что постановление СНК РСФСР от 28.02.1930 года "О праве пользования Дополнительной жилой площадью" и Постановление СНК РСФСР от 20.08.1933 года "О жилищных правах научных работников" являются действующими на территории Российской Федерации и подлежат обязательному применению, поскольку истец является научным работником, то ему полагается дополнительная жилая площадь, которая подлежит оплате по одинарному тарифу- не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку суд первой инстанции правильно указал, что на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ спорный вопрос был урегулирован законодательством г. Москвы в пределах компетенции государственного органа власти г. Москвы, следовательно, дальнейшее правовое регулирование обоснованно осуществлялось в рамках законодательства г. Москвы.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Таганского районного суда города Москвы от 02 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Березина М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.