судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Жуковой Н.Н. и Федосовой Н.Н.
при секретаре Хожайновой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке
дело по апелляционной жалобе
заявителя Малиновского Н.Ф.
на решение Данковского городского суда Липецкой области от 23 января 2014 года , которым постановлено:
В удовлетворении заявления Малиновского Н.Ф. об оспаривании требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малиновский Н.Ф. обратился в суд с заявлением о признании требования ГУ УПФР в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области об уплате недоимки по страховым взносам и пеней от 16.12.2013 года за 2013 год незаконным.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что крестьянское хозяйство Малиновский Н.Ф. зарегистрировано в качестве юридического лица, а потому заявитель как глава данного хозяйства не является плательщиком страховых взносов. Основанием для освобождения от уплаты страховых взносов Малиновский Н.Ф. считал и то, что он является пенсионером. Выставленное пенсионным фондом к оплате требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.12.2013 года Малиновский Н.Ф. просил признать незаконным.
В судебном заседании заявитель Малиновский Н.Ф. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ГУ УПФР в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Малиновский Н.Ф просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Выслушав представителя заявителя Малиновского Н.Ф. по доверенности Крюкова В.И., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.11.2013 года Малиновский Н.Ф. с 05 мая 1992 года по 26 ноября 2013 года являлся главой крестьянского хозяйства Малиновский Н.Ф., зарегистрированного в качестве юридического лица.
Крестьянским (фермерским) хозяйством согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
С введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ крестьянским (фермерским) хозяйствам было предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус, а именно либо зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ), либо в установленном порядке преобразоваться в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, которые являются юридическими лицами (ст. 259 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2021 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона N 74-ФЗ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившим в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в частности относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 2 Закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.
Следовательно, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство: как юридическое лицо либо без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств на основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 6 ст. 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрено, что физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу ч.2 и 3 ст.18 названного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с индивидуального предпринимателя, а также пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статья 22 Федерального закона N 212 предусматривает, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Из представленных в деле доказательств следует, что у Малиновского Н.Ф. по состоянию на 16 декабря 2013 года имелась задолженность по уплате страховых взносов за 2013 год и пени, в связи с чем, в его адрес было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 16.12.2013 года.
Согласно требованию от 16.12.2013 года Малиновскому Н.Ф. необходимо было в срок до 09.01.2014 года уплатить недоимку в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., пени на недоимку за 2010-2012 г.г. в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Требование ГУ УПФР в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области от 16.12.2013 года в настоящее время не исполнено.
Суд, отказывая Малиновскому Н.Ф. в удовлетворении заявления, пришел к верному выводу о том, что поскольку нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям, то с 05 мая 1992 года по 26 ноября 2013 года Малиновский Н.Ф. являлся страхователем.
Следовательно, доводы заявителя о том, что он не является плательщиком страховых взносов, поскольку крестьянское хозяйство зарегистрировано в качестве юридического лица, направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Довод жалобы о том, что Малиновский Н.Ф., являясь пенсионером, освобождается от уплаты страховых взносов, также является несостоятельным, поскольку Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов, так как реализация прав граждан на трудовую пенсию находится во взаимосвязи с уплатой страховых взносов.
При этом статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий. Пункт 3 статьи 17 Закона во взаимосвязи со статьями 3, 10 указанного Закона и статьей 7 Закона о пенсионном страховании устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что у пенсионного фонда имелись законные основания для направления Малиновскому Н.Ф., как главе крестьянского фермерского хозяйства, оспариваемого требования.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Данковского городского суда Липецкой области от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малиновского Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.