СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пристром И.Г. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.
рассмотрела в судебном заседании 3 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Жукова А.И, на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года, по которому
в иске Жукову А.И. к администрации МОГО "Сыктывкар" о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" и обязании предоставить земельный участок в аренду сроком на пять лет по адресу: ... отказано;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Жукова А.И., представителя администрации МОГО "Сыктывкар" Садикова А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жуков А.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - администрация МОГО "Сыктывкар") об обязании предоставить в аренду под строительство земельный участок, расположенный по адресу: ... , указав в обоснование требований, что ... года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство, приложив кадастровый паспорт земельного участка и постановление главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года о предварительном согласовании места размещения объекта " ... " по улице ... пгт ... Письмом от ... года N ... ответчик отказал ему в предоставлении земельного участка по мотиву невыполнения требований пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства. Считает, что отказ не основан на положениях статей 28, 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ и является незаконным.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования и просил признать недействительным пункт 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства и обязать администрацию МОГО "Сыктывкар" предоставить ему в аренду сроком на пять лет под строительство объекта " ... " земельный участок, расположенный по адресу: ...
Ответчик требования не признал.
Суд принял решение, приведенное выше.
В апелляционной жалобе Жуков А.И. не согласен с решением суда, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заявке Жукова А.И. ... года произведен выбор земельного участка для строительства объекта " ... " по улице ... , о чем составлен акт выбора земельного участка (л.д.35), который утвержден постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... (л.д.10). Этим же постановлением в соответствии с пунктом 5 статьи 30, статьей 31 и пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории МОГО "Сыктывкар" площадью ... кв.м. и предварительно согласовано Жукову А.И. место размещения объекта " ... " по улице ... Пунктом 4 постановления Жукову А.И. предписано осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет и обратиться в администрацию МОГО "Сыктывкар" для подготовки градостроительного плана земельного участка.
Жуков А.И. поставил указанный земельный участок на кадастровый учет (л.д.9) и ... года обратился в администрацию МОГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства стоянки открытого типа для легкового автотранспорта и мастерской автосервиса, приложив копии кадастрового паспорта земельного участка и постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о предварительном согласовании места размещения объекта (л.д.11).
На основании указанного заявления Жукова А.И. администрацией МОГО "Сыктывкар" подготовлен градостроительный план земельного участка N ... (л.д.32-34).
Постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... утвержден градостроительный план земельного участка N ... , предназначенного для строительства объекта " ... ", по улице ... ; пунктом 2 указанного постановления на Жукова А.И. возложена обязанность разработать проектную документацию на строительство объекта и представить её в управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МОГО "Сыктывкар" (л.д.8).
Письмом от ... года N ... за подписью заместителя главы администрации МОГО "Сыктывкар" Жукову А.И. отказано в предоставлении земельного участка площадью ... кв.м. под кадастровым номером ... для строительства объекта " ... " по улице ... в связи с невыполнением требований пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства (л.д.12).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о предоставлении земельного участка аренду для строительства, суд сослался на положения статьи 39 Градостроительного кодекса РФ и статьи 32 решения Совета МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и указал, что разрешение на строительство выдается на конкретный объект и при изменении объекта строительства необходимо заново проходить всю предусмотренную законодательством процедуру выделения земельного участка, а так как Жуков А.И. заявил о намерении строить не ... , а ... , то есть изменил объект строительства, то договор аренды земельного участка для строительства иного объекта с ним не может быть заключен, поэтому требование в части предоставления земельного участка удовлетворению не подлежит.
Однако с выводом суда согласиться нельзя, так как он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В силу пункта 11 статьи 22 Земельного кодекса РФ изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ перечислены земельные участки, изъятые из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Таким образом, не могут предоставляться в аренду земельные участки, которые изъяты из гражданского оборота и, следовательно, не могут быть объектами гражданско-правовых сделок; перечень этих участков императивно установлен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ; остальные земельные участки могут передаваться в аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 указанной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктами 3, 5 и 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, которое является основанием для заключения договора аренды земельного участка.
В силу статьи 31 Земельного кодекса РФ, которая регламентирует процедуру выбора земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок; орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Согласно пункту 9 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
При этом отказ в предоставлении земельного участка для строительства в аренду возможен по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.
Согласно пункту 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Как следует из материалов дела, на основании соответствующего обращения Жукова А.И. администрацией МОГО "Сыктывкар" произведен выбор земельного участка для строительства заявленного истцом объекта " ... ", который соответствует основному виду разрешенного использования соответствующей территории, и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта; земельный участок поставлен Жуковым А.И. на кадастровый учет (кадастровый номер земельного участка ... ). Администрацией МОГО "Сыктывкар" на основании заявления Жукова А.И. также подготовлен и утвержден градостроительный план земельного участка с указанием описания местоположения границ земельного участка, его площади, кадастрового номера и описанием местоположения проектируемого объекта капитального строительства.
Таким образом, и со стороны администрации МОГО "Сыктывкар", и со стороны Жукова А.И. были совершены все необходимые и предусмотренные статьями 30,31 и 32 Земельного кодекса РФ для предоставления в аренду земельного участка для строительства действия, являющиеся предпосылкой для принятия органом местного самоуправления окончательного решения о предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности. Учитывая, что обстоятельства, препятствующие предоставлению спорного земельного участка в аренду для заявленной цели, отсутствуют, так как участок не изъят из оборота, и все необходимые и предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительные процедуры для предоставления земельного участка для строительства сторонами выполнены и требуемые документы составлены и представлены, администрация МОГО "Сыктывкар" в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ должна была принять решение о предоставлении земельного участка.
Указанная администрацией МОГО "Сыктывкар" в письме от ... года N ... причина отказа в предоставлении предварительно согласованного земельного участка для строительства объекта "Мастерская автосервиса и стоянка открытого типа для легкового автотранспорта" несостоятельна, так как в силу приведенных положений Земельного кодекса РФ, регламентирующих порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, разработка и предоставление проектной документации на объект строительства не является необходимым условием предоставления земельного участка для строительства.
В силу частей 1 и 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разработка и представление проектной документации необходимы для получения разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как усматривается из постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... , оно издано в соответствии со статьями 44 и 51 Градостроительного кодекса РФ и Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденными решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N31/04-560.
Ссылка суда в решении в обоснование мотивов отказа в удовлетворении требования Жукова А.И. о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства на статью 39 Градостроительного кодекса РФ, определяющую порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и статью 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденных решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N31/04-560, устанавливающую порядок подготовки проектной документации для получения застройщиком разрешения на строительство, ошибочна, так как указанные нормативные правовые акты не регламентируют порядок предоставления земельных участков для строительства.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения); к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденные решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N31/04-560, исходя из их преамбулы, - это документ градостроительного зонирования, утверждаемый решением Совета МО ГО "Сыктывкар", в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержится порядок применения Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Таким образом, указанные нормативные акты спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка в аренду для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, не регулируют, и суду при разрешении данного требования Жукова А.И. следовало руководствоваться положениями Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности.
Заявление Жукова А.И. о возможном изменении планов по строительству мастерской автосервиса не могло служить основанием для отказа в удовлетворении его требования о предоставлении спорного земельного участка в аренду, так как истцом оспаривался конкретный отказ администрации МОГО "Сыктывкар" в предоставлении земельного участка в аренду для строительства объекта " ... ", причиной для которого послужило непредставление проектной документации на данный объект. Именно незаконность, по мнению Жукова А.И., данного требования явилась основанием обращения в суд, и суд с учетом положений части 1 статьи 39 и части 3 статьи 196 ГПК РФ должен был рассмотреть спор в этой части по заявленным истцом требованиям и основаниям иска.
Кроме того, не учтено судом и то, что поскольку выдача органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для строительства является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на такие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Поскольку земельным законодательством не предусмотрена обязанность гражданина представлять проектную документацию на объект строительства при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, а также при обращении с заявлением о выборе земельного участка для этих целей и предварительном согласовании места его размещения, постольку требование администрации МОГО "Сыктывкар" разработать и представить проектную документацию на строительство объекта " ... " в целях принятия решения о предоставлении спорного земельного участка и, соответственно, изложенный в письме от ... года отказ администрации МОГО "Сыктывкар" в предоставлении Жукову А.И. этого земельного участка по мотиву непредставления им проектной документации на объект строительства не соответствуют положениям земельного законодательства и являются незаконными.
Суд приведенные положения Земельного кодекса РФ не учел и, хотя привел их в решении, но фактически не применил при разрешении возникшего спора и не дал оценки установленным обстоятельствам применительно к положениям земельного законодательства, сославшись на нормы Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", регулирующие градостроительные отношения, что привело к неправильному разрешению дела в указанной части.
С учетом изложенного решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требования об обязании администрации МОГО "Сыктывкар" предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на пять лет для строительства объекта " ... " не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении данного требования, так как земельный участок не изъят из оборота, может быть использован для строительства указанного объекта с учетом основного вида разрешенного использования спорной территории, администрацией МОГО осуществлен выбор этого земельного участка для строительства указанного объекта и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, а представление проектной документации на объект строительства для принятия указанного решения законом не предусмотрено. Возражений относительно срока аренды от ответчика не поступило.
Вместе с тем, решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства является правильным, так как указанное постановление в оспариваемой части издано в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ и статьей 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", которые предусматривают представление проектной документации для получения застройщиком разрешения на строительство, необходимого в целях строительства объекта капитального строительства. Необходимость представления проектной документации в этих целях истцом не оспаривается.
Руководствуясь статьями 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года в части отказа Жукову А.И. в иске к администрации МОГО "Сыктывкар" об обязании предоставить в аренду сроком на пять лет земельный участок по адресу: ... для строительства объекта " ... " отменить.
Принять по делу в этой части новое решение об обязании администрации МОГО "Сыктывкар" предоставить Жукову А.И. в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью ... кв.м. кадастровый номер ... по адресу: ... для строительства объекта " ... ".
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.