СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пристром И.Г. и Слободянюк Т.А.
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании 06 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2013 года, по которому
на ФГУП "Почта России" возложена обязанность оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: ... (отделение почтовой связи N 18) специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии со СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 N73;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Эжвинского района города Сыктывкара обратился в суд с иском к ФГУП "Почта России" о возложении обязанности оборудовать вход в отделение почтовой связи N ... Управления Федеральной почтовой связи Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России", расположенное по адресу: ... , специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, указав в обоснование требований, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что вход в отделение почтовой связи N ... не оборудован пандусами и поручнями, что влечет нарушение прав и законных интересов инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель ответчика с требованиями не согласился.
Представитель третьего лица в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГУП "Почта России" не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство Российской
Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются
.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О, закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N605 и действующий с 1 января 2013 года.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.12, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17,3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N73 и действовавших до 1 января 2013 года.
Согласно примечанию к пункту 6.3.66 приказа Минархстроя Республики Коми от 29 января 2008 года N 07-ОД "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования для Республики Коми" при проектировании отделений почтовой связи следует предусматривать возможность доступа в них инвалидов (установка пандусов и др.).
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной почтовой связи Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России", относящееся к объектам социальной инфраструктуры, осуществляет деятельность в помещении, расположенном по адресу: ... , принадлежащем на праве собственности Российской Федерации.
В результате проверки, проведенной прокуратурой Эжвинского района города Сыктывкара, выявлено, что отделение почтовой связи N ... Управления Федеральной почтовой связи Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России", находящееся в здании по адресу: ... , не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными физическими возможностям.
Учитывая, что отсутствие возможности беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - отделениям почтовой связи является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Возлагая обязанность по приведению отделения почтовой связи N ... в соответствие с требованиями законодательства на ФГУП "Почта России", суд обоснованно учитывал следующее.
Отделение почтовой связи N ... входит в состав Сыктывкарского почтамта, который является обособленным структурным подразделением Управления Федеральной почтовой связи Республики Коми - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (л.д.661-62).
Согласно пункту 2.1 Устава ФГУП "Почта России" (л.д.13-15) предприятие создано в целях удовлетворения потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли; предприятие выполняет задачи по обеспечению на всей территории Российской Федерации наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи. Имущество предприятия находится в федеральной собственности (пункт 3.1 Устава).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми от 23 апреля 2012 N 76 за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения закреплены нежилые помещения отделения почтовой связи площадью ... кв.м. по адресу: ... (л.д.46).
Согласно статье 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения статьи 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
В силу пункта 2 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 7 июля 2003 года N126-ФЗ оператор связи, которым в целях указанного Федерального закона признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
Пункт 2 статьи 46 Федерального закона "О связи" направлен на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
Таким образом, ФГУП "Почта России", являющееся оператором почтовой связи, владеющее помещением, расположенным по адресу: ... , на праве хозяйственного ведения, и использующее его под отделение почтовой связи N ... , относится к субъектам, на которых законодателем возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение в целях реализации ими права на получения услуг почтовой связи, что соответствует целям и задачам деятельности ФГУП "Почта России", определенным Уставом предприятия. При этом оборудование входа, ведущего в помещение почтового отделения N ... , пандусом или иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет само по себе к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, то есть превышения объема прав ответчика, установленных положениями статьи 294 Гражданского кодекса РФ, не произойдет, в связи с чем довод апелляционной жалобы о невозможности ФГУП "Почта Росси" осуществлять действия по установке каких-либо приспособлений для доступа маломобильных групп населения в помещения, являющиеся федеральной собственностью, не может быть принят во внимание.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности требований прокурора, предъявленных к ФГУП "Почта России", является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле всех собственников помещений в доме ... по улице ... в связи с тем, что входом в почтовое отделение пользуются учащиеся детской коррекционной школы ... " ... " г. Сыктывкара, являются несостоятельными и не влекут отмены решения суда.
Исковые требования предъявлены прокурором именно к ФГУП "Почта России", в хозяйственном ведении которого находятся нежилые помещения здания по улице ... дом ... , используемые в качестве отделения почтовой связи N ... , и на которое законодательством возложена обязанность по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам связи. Из представленных в материалы дела фотографий (л.д.47,52-54) и объяснений прокурора в суде первой инстанции следует, что именно отделение почтовой связи N ... , расположенное в доме ... по улице ... в городе Сыктывкаре не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями. Нахождение в этом же здании других организаций, в частности, детской коррекционной школы, на обязанность ФГУП "Почта России" обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в отделение почтовой связи не влияет и от исполнения обязанности установить на входе в отделение почтовой связи специальные приспособления для указанной категории лиц не освобождает.
Указание в апелляционной жалобе на то, что ФГУП "Почта России" оказывает почтовые услуги населению, в том числе и инвалидам, по месту их жительства или пребывания путем доставки почтальонами почтовой корреспонденции, пенсий, пособий на дом, не может служить основанием для отмены решении суда, так как данная мера не обеспечивает постоянный беспрепятственный доступ маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.