Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Черновой Н.А., Безносовой Е.И.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 марта 2014 г. гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц к ООО "" о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ООО "" на решение Курганского городского суда Курганской области от 11 декабря 2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "" - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "" организовать работы по утилизации скопления опасных медицинских отходов, расположенных на территории ангара по адресу: г, путем сжигания в инсинераторной установке.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "" привести в соответствие с СанПин 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" помещение ангара, расположенное по адресу: , для осуществления заявленного лицензируемого вида деятельности, а именно:
- в соответствии с п.10.2 СанПин оборудовать помещение ангара канализацией, водопроводом, отоплением и автономной вентиляцией: обеспечить поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на "чистую" и "грязную" зоны; оборудовать участок для мойки, дезинфекции стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов;
- в соответствии с п. 10.3 СанПин создать условия для хранения отходов класса Б и В более 24-х часов, оборудовав помещение ангара холодильным оборудованием;
- в соответствии с п. 10.4 СанПин с целью обеспечения устойчивости помещения ангара к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств покрыть пол в ангаре влагостойким материалом, не скользящим и устойчивым механическому воздействию, закрыть ангар кровельным материалом;
- в соответствии с п. 10.6 СанПин обеспечить поддержание допустимых параметров микроклимата и соблюдения гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в рабочей зоне ангара;
- в соответствии с п. 10.7 СанПин обеспечить необходимый микроклимат в производственном помещении ангара;
- в соответствии с п. 10.8 СанПин оснастить основные производственные помещения (для приема и внутреннего хранения отходов, обеззараживания, мойки и дезинфекции инвентаря и оборудования) поливочным краном, трапами в полу (поддонами);
- в соответствии с п. 10.9 СанПин оснастить помещение временного хранения отходов бактерицидными облучателями."
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Курганской области Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Федоровской Н.М. полагавшей, что решение суда вынесено законно и обоснованно, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "" (далее - ООО "") о возложении обязанности по организации работ по ликвидации скопления опасных отходов и приведения помещения для утилизации медицинских отходов в соответствие с санитарно-эпидемиологическим требованиям. В обосновании иска указывал, что прокуратурой г. Кургана была проведена проверка соблюдения ООО "" требований к обращению с опасными медицинскими отходами. В ходе проверки установлено, что организация работы ответчика по размещению и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно главе 10 СанПин 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПин).
В судебном заседании прокурор Поспелова М.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, указывает, что прокурор не представил доказательства, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции нарушение имели место быть, по прошествии длительного периода времени.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Федоровская Н.М. полагала, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, просила решение суда оставить без изменения.
От представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Представитель ООО "" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 2, 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с пп. 1.2, 1.3, 10.2- 10.4, 10.5-10.9 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Из материалов дела усматривается, что ООО "" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на основании N ) от , выданной Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области на срок до (л.д. 22-32).
ООО "" указанную деятельность осуществляет в принадлежащем данному обществу на праве собственности ангаре общей площадью 374, 6 кв.м, расположенном по адресу: , на основании заключаемых с медицинскими учреждениями договоров (л.д. 29, 33).
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об охране окружающей среды".
В ходе проведения прокуратурой г. Кургана проверки соблюдения ООО "" требований, предъявляемых действующим законодательством к обращению с опасными медицинскими отходами, установлено, что организация работы данного юридического лица осуществляется с нарушением положений СанПиН 2.1.7.2790-10.
Разрешая исковые требования прокурора г. Кургана, суд пришел к выводу об их обоснованности.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно заключению экспертной оценки объекта N от , составленной ФБУЗ "", помещение для утилизации медицинских отходов по адресу: не соответствует требованием СанПин 2.1.7.2790-10 (л.д. 20-21).
На предприятии проводится сортировка отходов класса Б и В без предварительного аппаратного обеззараживания отходов физическими методами, что не соответствует требованиям п.5.11. СанПиН 2.1.7.2790-10.
Помещение не оборудовано канализацией, водопроводом, электроснабжением, отоплением и автономной вентиляцией, помещение участка не обеспечивает поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на "чистую" и "грязную" зоны, не оборудован участок для мойки, дезинфекции стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов, что не соответствует требованиям п. 10.2. названных правил.
Кроме этого, в нарушение пунктов 10.3, 10.4, 10.6, 10.7, 10.8, 10.9 не созданы условия при хранении отходов классов Б и В более 24-х часов: помещение не обеспечено холодильным оборудованием; отделка помещения не устойчива к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств: поверхность стен металлическая неокрашенная, по отсутствует, пол песчаное покрытие; воздухообмен помещения участка не обеспечивает поддержание допустимых параметров микроклимата, не предусмотрена автономная приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением; отсутствие системы отопления не позволяет обеспечить параметры микроклимата; отсутствует участок для приёма и временного хранения отходов, обеззараживания, мойки и дезинфекции инвентаря и оборудования, помещение не оснащено поливочным краном, трапами в полу (поддонами); помещение временного хранения отходов не оснащено бактерицидными облучателями.
Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предписывает гражданам выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Поскольку ответчиком были допущены нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, размещенные в помещении склада медицинские отходы нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска и возложении на ООО "" обязанности по утилизации скопления опасных медицинских отходов в соответствии с гл. 10 СанПиН 2.1.7.2790-10.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 11 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.