Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей: Фроловой Ж.А., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Радаевой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 апреля 2014 года гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области к Ужакову В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 января 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области к Ужакову о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2009, 2010, 2011 годы в сумме . отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Аврамовой Н.В., изложившей существо дела, пояснения представителя истца Межрайонной ИФНС N 7 по Курганской области по доверенности Щучевой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Ужакова В.Н. по доверенности Суханова С.П., полагавшего решение суда законным и неподлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области обратилась в суд с иском к Ужакову В.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме коп., из которых . - земельный налог за 2009, 2010, 2011 годы, руб. . - пени по земельному налогу. В обоснование иска указывала, что Ужаков В.Н. как физическое лицо имеет в собственности шесть земельных участков, находящихся по адресу: , с кадастровыми номерами , , , , , . Согласно ст.ст. 389, 397 Налогового кодекса Российской Федерации Ужаков В.Н. является плательщиком земельного налога. Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области Ужакову В.Н. начислен к уплате за 2009, 2010, 2011 годы земельный налог, исходя из ставки 1,5 %, установленной на территории муниципального образования по месту нахождения земельных участков в общей сумме коп. Истцом в адрес Ужакова В.Н. в июле 2012 года было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога в срок до , однако ответчиком земельный налог уплачен не был, в связи с чем Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в адрес Ужакова В.Н. было направлено требование от с указанием на обязанность по уплате земельного налога, а также пени в сумме коп., исчисленных за его несвоевременную уплату, в срок до . ввиду неисполнения ответчиком требования об уплате налога и пени Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области обратилась к мировому судьей судебного участка N 37 г. Кургана с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен , однако по заявлению ответчика отменен определением того же суда от . До настоящего времени ответчиком требование об уплате земельного налога и пени не исполнено, что и явилось основанием для предъявления в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа требования о взыскании налога, пеней посредством предъявления иска в суд.
В ходе судебного разбирательства Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнила исковые требования. В обосновании дополнения исковых требований указывала, что ответчик был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель с по , с по , и с по настоящее время. в Межрайонную ИФНС России N 7 по Курганской области поступило заявление от Ужакова В.Н., в котором он просил освободить его от обязанности по уплате земельного налога (исчисленного ему налоговым органом как физическому лицу) за спорные земельные участки, поскольку данные земельные участки используются им с 2008 года в предпринимательской деятельности. Так как Ужаковым В.Н. представлено заявление об использовании указанных земельных участков в предпринимательской деятельности, налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено сообщение о необходимости представить в налоговую инспекцию декларации по земельному налогу за 2008, 2009, 2010 годы. налоговые декларации по земельному налогу за 2008, 2009, 2010 годы были представлены индивидуальным предпринимателем Ужаковым В.Н. в налоговую инспекцию. Также указывала, что на основании представленных налоговых деклараций по земельному налогу за 2008, 2009, 2010 годы налоговой инспекцией проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых вынесены решения о привлечении лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений от , от , от , однако индивидуальный предприниматель Ужаков В.Н обратился в УФНС России по Курганской области с жалобами на решения Межрайонной ИФНС России по Курганской области, указав, что оспариваемые решения вынесены в отсутствие налогоплательщика, не извещенного надлежащим образом; настаивал, что им правомерно применена ставка земельного налога в размере 0,3 %, соответствующая целевому назначению земли - земли сельхозназначения; не соглашался с примененной налоговым органом кадастровой стоимостью, полагая ее завышенной и не соответствующей действительности; ссылался на отсутствие оснований для привлечения его к налоговой ответственности, а также на то, что налоговый орган при вынесении решений не пытался выяснить смягчающие ответственность обстоятельства. Решениями N, 180, 181 от УФНС по Курганской области отменила решения от , от , от Межрайонной ИФНС России по о привлечении Ужакова В.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для отмены указанных решений явилось отсутствие у налогового органа доказательств использования указанных земельных участков Ужаковым В.Н. в предпринимательской деятельности. В период рассмотрения в УФНС по Курганской области жалоб Ужакова В.Н. от него в Межрайонную ИФНС России N 7 по Курганской области поступают пояснения об ошибочном как налогоплательщиком в соответствии с п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельном определении налоговой базы и представлении налоговых деклараций по земельному налогу за 2008, 2009, 2010, 2011 годы, поскольку земельные участки, в отношении которых был исчислен земельный налог и представлены декларации, являются землями сельхозназначения, не предназначенными и не используемыми им в предпринимательской деятельности. Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области указывала, что на протяжении четырех лет ответчик уклоняется от уплаты земельного налога по указанным земельным участкам. Полагала, что в не зависимости от того, какой статус имеет Ужаков В.Н. (индивидуальный предприниматель или физическое лицо) задолженность по земельному налогу за земельные участки, находящиеся в его собственности в размере коп., в том числе налог в размере коп., пени в размере коп. не уплачиваются, в действиях ответчика усматривается злоупотребление правом, направленное на уклонение от уплаты законно установленных налогов и сборов, в связи с чем просила суд взыскать с Ужакова В.Н. задолженность по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы в размере коп., пени по земельному налогу в размере руб. коп.
В судебном заседании представитель истца Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области Щучева Н.Н. на заявленных требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика Ужакова В.Н. по доверенности Суханов С.П. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, заявил о пропуске Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области установленного налоговым законодательством трехмесячного срока для выставления требований со дня выявления недоимки по земельному налогу по периодам 2009, 2010, 2011 годы.
Курганским городским судом постановленное вышеизложенное решение, не согласившись с которым Межрайонной ИФНС России по Курганской области подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований о взыскании с Ужакова В.Н. задолженности по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы и пени.
В обоснование жалобы вновь приводит позицию, изложенную в исковом заявлении. Кроме того, со ссылками на положения п.1 ст. 48, п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, ст. 69, ст. 70, ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28.11.2009 года N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывает, что суд первой инстанции при разрешении спора не применил ст. 397 и п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которых при расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое может быть направлено за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, что и повлекло за собой неправильное определение судом первой инстанции сроков для взыскания в судебном порядке задолженности по земельному налогу с Ужакова В.Н., как физического лица, а не индивидуального предпринимателя. Полагает, что при отражении в решении суда хронологии принудительного взыскания с ответчика как с физического лица задолженности суд неправомерно применил сроки уплаты земельного налога за 2009, 2010, 2011 годы, установленные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а затем отразил процедуру принудительного взыскания задолженности применительно к физическому лицу (ст. 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Дополнительно указывает, что в оспариваемом решении при констатации сроков оплаты земельного налога за 2009-2011 годы суд ссылается лишь на решение Большечаусовской сельской Думы Кетовского района Курганской от , которым были установлены сроки уплаты земельного налога только за 2009 год, тогда как сроки уплаты земельного налога за 2010 и 2011 годы, от которых исчисляются сроки направления требования об уплате налога, определены решением Большечаусовской сельской Думы Кетовского района Курганской области от . Данным решением суд не руководствовался при вынесении решения, делая вывод о пропуске указанных сроков.
В поступивших в суд апелляционной инстанции дополнениях к апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области ссылается на практику судов общей юрисдикции первой и апелляционной инстанций, указывая на сложившуюся положительную практику по взысканию земельного налога, исчисленного на основании налогового уведомления, направленного в порядке абз. 2 п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации за три налоговых периода, предшествовавших году его направления.
В поступившем отзыве на апелляционную жалобу представитель Ужакова В.Н. по доверенности Суханов С.П. выражает согласие с решением суда первой инстанции, излагая просьбу об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области по доверенности Щучева Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Ужакова В.Н. по доверенности Суханов С.П. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Дополнительно пояснил, что спорные земельные участки общей площадью более 80000 кв.м. приобретались Ужаковым В.Н. с 2007 года как индивидуальным предпринимателем на аукционе не для личного использования, а для размещения на них АЗС, дорожного сервиса. Ссылаясь на внесенные изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, указывал, что начиная с не имеет правового значения для определения порядка налогообложения фактическое использование или неиспользование в предпринимательской деятельности земельных участков, так как само предназначение земельного участка для использования в предпринимательских целях влечет обязанности представления индивидуальным предпринимателем налоговой декларации и самостоятельного исчисления налога. Полагает, что налоговым органом был пропущен срок направления требований за 2009, 2010, 2011 годы, и соответственно согласно ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации и сроки на обращение в суд. Также пояснил, что в 2013 году ответчиком было изменено целевое назначения земельных участков с земель промышленности на земли сельскохозяйственные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
На основании ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (с - предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (с - предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (с - предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Из материалов дела следует, что ответчик Ужаков В.Н. был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с по , с по , в настоящее время поставлен на налоговый учет как индивидуальный предприниматель в ИФНС России по г. Кургану с . Земельные участки, подлежащие налогообложению, расположены по адресу: , с кадастровыми номерами , , , , , и принадлежат ответчику Ужакову В.Н. на праве собственности на основании договоров купли-продажи от 2007, 2008, 2009 годов, что подтверждено представленными в дело копиями свидетельств о государственной регистрации права, повторных, выданных взамен первоначальных (т. 2, л.д. 224-229).
в Межрайонную ИФНС России N 7 по Курганской области поступило заявление от Ужакова В.Н., в котором он просил освободить его от обязанности по уплате земельного налога (исчисленному ему налоговым органом как физическому лицу) за указанные земельные участки, так как земельные участки с 2008 года используются им в предпринимательской деятельности.
На основании представленных индивидуальным предпринимателем Ужаковым В.Н. налоговых деклараций за 2009, 2010, 2011 годы Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области были проведены камеральные проверки, по результатам которых вынесены решения от , и от о привлечении Ужакова В.Н. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленные законом сроки налоговых деклараций и за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафов. Кроме того, налоговым органом также был доначислен земельный налог, пени и указанными решениями было предложено уплатить указанные недоимки по земельному налогу и пени; впоследствии были направлены требования об уплате ответчиком как индивидуальным предпринимателем отраженных в решениях налогового органа суммы земельного налога и пени, исчисленных за его несвоевременную уплату. Данные требования Ужаковым В.Н. не исполнены.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области налоговый орган обратилась в Курганский городской суд с заявлениями о взыскании с ответчика, утратившего по данным налогового органа статус индивидуального предпринимателя, недоимки по земельному налогу, пени, штрафов за совершение налоговых правонарушений, исчисленных ответчику как индивидуальному предпринимателю за 2008, 2009, 2010 годы. Определениями Курганского городского суда от производства по искам Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области к Ужакову В.Н. прекращены ввиду неподведомственности спора суду общей юрисдикции, поскольку Ужаков В.Н., как было установлено судом, на момент предъявления иска вновь зарегистрирован в ИФНС России по г. Кургану в качестве индивидуального предпринимателя. Данные определения вступили в законную силу .
Согласно п. 2 ст. 396, п.п. 1, 3 ст. 398 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, а с 01.01.2010 в связи с внесением в вышеуказанные статьи Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ изменений и в отношении земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, ответчик Ужаков В.Н. в соответствии со ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации обязан был как индивидуальный предприниматель по периодам 2010, 2011 (в 2009 году ответчик не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), исчислить земельный налог и подать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка декларацию, однако указанную обязанность он в установленные законом сроки не исполнил.
индивидуальный предприниматель Ужаков В.Н. обратился в УФНС России по Курганской области с жалобами на решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области от , от , от .
в адрес Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области поступили пояснения Ужакова В.Н., в которых последний указывал, что им, ошибочно, руководствуясь п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, была самостоятельна определена налоговая база и представлены налоговые декларации по земельному налогу за 2008, 2009, 2010, 2011 годы, так как земельные участки, в отношении которых был исчислен земельный налог, являются сельхозземлями, на которых растет трава и не предназначенных и не используемых для предпринимательской деятельности.
Решениями УФНС России по Курганской области , , от отменены вышеуказанные решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области о привлечении Ужакова В.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушении в связи с отсутствием у налогового органа доказательств использования земельных участков Ужаковым В.Н. в предпринимательской деятельности. Согласно содержания решений УФНС России по Курганской области , , от на четыре из шести принадлежащих ответчику на праве собственности земельных участков им представлялись копии кадастровых планов с определением категорий земель как земли сельхозназначения. Решения УФНС России по Курганской области , от не были оспорены Ужаковым В.Н., в том числе и в части мотивации отмены решений Межрайонной ИФНС России N 7.
После отмены вышеуказанных решений Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в адрес ответчика Ужакова В.Н. было направлено письмо с разъяснением того, что, поскольку Ужаков В.Н. не использует спорные земельные участки в предпринимательской деятельности, то ему как физическому лицу необходимо будет произвести уплату земельного налога за 2009, 2010 годы на основании налогового уведомления, которое будет направлено в его адрес налоговым органом.
Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области за 2009-2010, 2011 годы Ужакову В.Н. как физическому лицу был исчислен земельный налог, исходя из ставки 1,5 %, установленной на территории муниципального образования по месту нахождения земельных участков решением Большечаусовской сельской Думы от , от .
Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в адрес Ужакова В.Н. направлено налоговое уведомление N , согласно которого Ужакову В.Н. необходимо уплатить исчисленный налог в сумме коп. в срок до .
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое должно содержать сведения, указанные в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
По истечении добровольного срока погашения задолженности по земельному налогу Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Ужакова В.Н. направлено требование от с указанием на обязанность уплатить земельный налог в размере коп., а также пени, исчисленные за его несвоевременную уплату, в размере коп. в срок до .
Вследствие неисполнения ответчиком требования от об уплате налога и пени в установленный в требовании срок - до , Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области согласно п.п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени, обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка N 37 г. Кургана о взыскании с Ужакова В.Н. задолженности в сумме коп. - по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы, . - пени по земельному налогу, всего, коп.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 37 г. Кургана от указанная задолженность была взыскана с Ужакова В.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области. Однако от Ужакова В.Н. мировому судье поступили возражения, в связи с чем определением мирового судьи судебного участка N 37 г. Кургана от судебный приказ от о взыскании с Ужакова В.Н. задолженности по земельному налогу и пени в сумме коп. отменен.
С настоящим исковым заявлением Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области обратилась в Курганский городской суд Курганской области , то есть в установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Отказывая в удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области требований, суд первой инстанции указал в решении, что на момент обращения Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в суд с настоящим иском () Межрайонная ИФНС России N7 по Курганской области утратила право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по земельному налогу.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, считает его неверным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.11.2010 года N 324-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Положения п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснены также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011, в соответствии с которым указанная норма налогового законодательства для повышения эффективности и ускорения судопроизводства устанавливает специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
Таким образом, налоговым органом соблюдены установленные вышеуказанными правовыми нормами порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога и сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и налогового требования об уплате земельного налога и пени, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением.
Вывод суда о пропуске Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области срока направления налоговых требований по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы, поскольку, по мнению суда, момент выявления недоимки следует соотносить со сроком уплаты сумм налога, установленных решением Большечаусовской сельской Думы Кетовского района Курганской области от , и соответственно вывод суда о пропуске налоговым органом с учетом положений абз 4 п. 4, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу за указанные налоговые периоды, судебная коллегия полагает несостоятельными, вызванными неверным применением судом норм материального права, в частности п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Недоимка может быть выявлена лишь в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок. В данном случае, учитывая, что обязанность по уплате налога для налогоплательщика - физического лица возникает только после получения налогового уведомления, которое ответчику направлено с установлением срока оплаты до , обязанность по уплате налога за три налоговых периода 2009-2011 годы возникла у ответчика лишь с получением данного налогового уведомления, соответственно, Межрайонная ИФНС России N 7 по Курганской области объективно выявила недоимку после . Таким образом, поскольку в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоговый орган имеет право по направлению налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, направление Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области налогового уведомления в 2012 году об уплате земельного налога за 2009, 2010, 2011 годы является правомерным и не освобождает Ужакова В.Н. от обязанности по уплате налога за указанные налоговые периоды.
Срок исполнения требования от , также как и уведомление направленного в адрес налогоплательщика заказным письмом, истек , в срок для обращения налогового органа в порядке приказного производства истекал . При этом судебный приказ о взыскании налоговой задолженности был вынесен и отменен , в связи с чем предельный срок для обращения в суд с исковым заявлением с учетом положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации составлял до и был Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области соблюден при предъявлении иска.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, а также нормы материального права, регламентирующие спорные отношения, а также факт о соблюдении налоговым органом сроков предъявления иска в суд о взыскании недоимки по налогам и пени, установленных ст. ст. 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с Ужакова В.Н. задолженности по земельному налогу и пени за 2009, 2010, 2011 годы, исходя из расчета задолженности, произведенного налоговым органом, и не оспоренного Ужаковым В.Н. при рассмотрении дела.
Доводы представителя ответчика, высказанные в том числе в судебном заседании суда апелляционной инстанции, о том, что спорные земельные участки используются и предназначались в силу их категории к использованию Ужаковым В.Н. для предпринимательской деятельности, вследствие чего неправомерно начислять указанный налог и пени ответчику как физическому лицу, не принимаются во внимание судебной коллегией в виду следующего.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Пункты 1 и 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие запрет на злоупотребление правом и правовые последствия злоупотребления правом, направлены на реализацию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, оценивая действия ответчика как налогоплательщика с точки зрения добросовестности, принимает во внимание те обстоятельства, что, зная о наличии неисполненных обязательств по уплате земельного налога за налоговые периоды 2009-2011 годы, после отмены УФНС России по Курганской области решений Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области от , и от , Ужаков В.Н. направил в адрес налогового органа пояснения об ошибочном представлении им согласно п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой декларации по земельному налогу за 2008, 2009, 2010, 2011 годы, и расчете самостоятельно налоговой базы как индивидуальным предпринимателем, поскольку земельные участки, в отношении которых был исчислен земельный налог, являются сельхозземлями, на которых растет трава и не предназначены и не используются им для предпринимательской деятельности. При оспаривании решений Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в УФНС России по Курганской области ответчиком были представлены на четыре из шести принадлежащих ему на праве собственности земельных участков копии кадастровых планов с определением категорий земель как земель сельхозназначения, по которым нельзя сделать достоверного вывода о предназначении их к использованию в предпринимательских целях. Указанные действия Ужакова В.Н., свидетельствующие о неоднократном изменении его позиции относительно способа исчисления налоговой базы, исходя из использования им как физическим лицом, и как индивидуальным предпринимателем спорных земельных участков, судебная коллегия расценивает как направленные на избежание уплаты земельного налога, начисленного налоговым органом на спорные земельные участки первоначально на основании проведенной камеральной проверки, а затем налогового уведомления, направленного ответчику как физическому лицу, использующему земельные участки в личных целях. При указанной позиции налоговый орган руководствовался правовыми положениями, содержащимися в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", согласно которых гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственного личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод, что предусматривает в свою очередь различный механизм исчисления и уплаты налоговых платежей.
Вышеуказанные действия Ужакова В.Н., выразившееся во введении налоговый орган в заблуждение относительно категории земельных участков, предполагающей возможность использования ответчиком спорных земельных участков либо в предпринимательской деятельности либо в личных целях как физическим лицом (участки сельскохозяйственного назначения), исходя из чего определяется механизм исчисления и уплаты земельного налога (для физического лица или для индивидуального предпринимателя, владеющего на праве собственности земельными участками, используемыми или с - предназначенными к использованию в предпринимательской деятельности) судебная коллегия рассматривает как злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку данные действия, направленные на уклонение от уплаты обязательных платежей - земельного налога, наносят вред публичным интересам. Поведение ответчика как налогоплательщика, хоть и не повлекло привлечение его к налоговой ответственности, но назначение его действий можно толковать как уменьшение и уклонение от налоговых отчислений, что указывает на наличие признаков злоупотребления правом, влекущее в свою очередь возможность отказа в защите предполагаемого нарушенного права.
При этом судебной коллегией принимаются во внимание периоды регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, в интервалах между которыми (весь 2009 год, с по и с по ) ответчик являлся плательщиком земельного налога как физическое лицо в силу отсутствия статуса индивидуального предпринимателя.
На основании вышеизложенного, ссылку представителя ответчика на внесенные изменения в налоговое законодательство Российской Федерации о том, что начиная с не имеет значение фактическое использование или неиспользование индивидуальным предпринимателем имущества, в том числе и земельных участков, в предпринимательской деятельности, вследствие чего необоснованно предъявлять недоимку по налогу ответчику, имеющему статус индивидуального предпринимателя, как к физическому лицу, судебная коллегия считает несостоятельной.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 января 2014 года отменить.
Исковые требования Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области к Ужакову о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2009, 2010, 2011 годы в сумме . удовлетворить.
Взыскать с Ужакова в пользу Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области коп., из которых: задолженность по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы в размере коп, пени по земельному налогу в размере коп.
Судья-председательствующий: И.М. Софина
Судьи: Ж.А. Фролова
Н.В. Аврамова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.