Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 апреля 2014 года
дело по апелляционной жалобе начальника управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК Назыкова Г.А.
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 января 2014 года
по делу по заявлению Кругликовой Л.И. о признании незаконным отказа о включении в список граждан, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда"
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Кругликова Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края" Министерства социальной защиты населения Ставропольского края о включении в список граждан, имеющих право на получение удостоверения "Ветеран труда".
В обоснование своих требований указала, что она является сотрудником " ... ", ее страховой стаж составляет более 33 лет. В соответствии с постановлением Правления ПФР N 36 пл от 28.07.2003 года она награждена почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, а в соответствии с постановлением Правления ПФР N 37пл от 15.11.2010 года - нагрудным знаком "Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации".
Имея ведомственные награды, что является обязательным условием для присвоения звания "Ветеран труда", в августе 2013 года она обратилась с соответствующим заявлением в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
Письмом N 3744 от 12.09.2013 года Управление сообщило ей, что комиссия по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", решила отказать во включении ее в списки лиц, имеющих право на присвоения звания "Ветеран труда" в связи с тем, что решение о награждении знаком "Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации" принято председателем Правления Пенсионного фонда России (руководителем финансово-кредитного учреждения), а не руководителем органа исполнительной власти Российской Федерации.
Полагая данный отказ противоречащим Конституции РФ и действующему законодательству, а также нарушающим ее права на достойную жизнь и иные социальные гарантии, предусмотренные законом, Кругликова Л.И. просила признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", Министерства социальной защиты населения Ставропольского края о включении в список граждан, имеющих право на получение удостоверения "Ветеран труда" и обязать Министерство социальной защиты населения Ставропольского края включить ее в список лиц, имеющих право на получение звания "Ветеран труда" (л.д. 2-4).
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 января 2014 года заявление Кругликовой Л.И. удовлетворено.
Признан незаконным отказ комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", Министерства социальной защиты населения Ставропольского края о включении Кругликовой Л.И. в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда".
На Министерство социальной защиты населения Ставропольского края возложена обязанность включить Кругликову Л.И. в список лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В апелляционной жалобе начальник Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК Назыков Г.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права и дана неверная оценка юридически значимым обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Кругликова Л.И. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Представитель Министерства социальной защиты населения Ставропольского края и представитель Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается отчетами о передаче сообщений посредством факсимильной связи, а также соответствующим почтовым уведомлением о вручении извещения. Сведений об уважительности причин неявки представителей лиц, участвующих в деле, не предоставлено, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей не поступило.
Принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся представителя Министерства социальной защиты населения Ставропольского края и представителя Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав Кругликову Л.И., полагавшую решение законным и обоснованным и просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Кругликовой Л.И., суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионный Фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению и выплате пенсий, в связи с чем фактически осуществляет полномочия органа исполнительной власти.
Судебная коллегия находит приведенные выводы районного суда основанными на ошибочном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2.1 Закона Ставропольского края от 07.12.2004 года N 103-кз (ред. от 09.10.2012, с изм. от 10.12.2013) "О мерах социальной поддержки ветеранов" звание "Ветеран труда" присваивается Губернатором Ставропольского края на условиях и в порядке, определяемых им, лицам:
награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или право на пенсию за выслугу лет;
начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В Федеральном законе N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено понятие трудового стажа (оно заменено на понятие "страховой стаж") и из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии "за выслугу лет" (он в настоящий период времени входит в понятие "трудовая пенсия по старости").
Пунктом 3 части 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются ряд периодов, указанных в законе.
В силу прямого указания вышеприведенных требований федерального и краевого законодательства награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР или Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержат нормативно-определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде".
Между тем, как следует из актов законодательства СССР, на основе предписаний которыми ранее регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде, правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде были наделены руководители органов государственной власти и ведомств бывшего СССР, РСФСР, а также иных союзных республик, являвшихся в соответствии с Конституцией СССР равноправными членами СССР.
К ведомственным знакам отличия в труде относятся награды (нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), почетные грамоты), если награждение ими производилось руководством федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Совета Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с Центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Как следует из пунктов 1 - 3 Положения о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2288; ФЗ от 06 мая 1997 года N 77-ФЗ) Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Сформулированная Конституционным судом Российской Федерации правовая позицию, согласно которой ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, (п. 3 постановления от 25.06.2001 года N 9-П), не означает, что Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляет полномочия органа исполнительной власти.
При этом ссылка суда на положения закона Российской Федерации от 06.07.1991 года "О мерах самоуправления Российской Федерации" представляется несостоятельной, поскольку закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" N1550-1 от 06.07.1991 года утратил силу с 01 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Пунктом 6.1 Правил внутреннего трудового распорядка Пенсионного Фонда РФ, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 10 июля 2008 года N 195п, предусмотрено, что за добросовестное исполнение работниками трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, а также другие достижения в труде применяются следующие виды поощрений: выдача премий, награждение ценным подарком, объявление благодарности Председателя Правления Пенсионного Фонда РФ, награждение нагрудным знаком "Отличник Пенсионного Фонда РФ", почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, нагрудным знаком "Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации".
В целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда РФ, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение, возложенных на Пенсионный Фонд РФ задач, постановлением Правления Пенсионного Фонда РФ 24 октября 2005 года N 37пл "О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации" утверждено Положение о нагрудном знаке "Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации"; Положение о почетной грамоте Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено судом, Кругликова Л.И., являющаяся сотрудником " ... ", и имеющая страховой стаж более 33 лет, Постановлением Правления ПФР N 36пл от 28.07.2003 года награждена Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 6).
Кроме того, Постановлением Правления ПФР N 37пл от 15.11.2010 года Кругликова Л.И. награждена - нагрудным знаком "Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации" (л.д. 7).
Принимая во внимание, что Пенсионный фонд Российской Федерации никогда не являлся и не является в настоящее время уполномоченным органом государственной власти, судебная коллегия приходит к выводу, что награждение Кругликовой Л.И. нагрудным знаком "Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации" и почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся мерами поощрения сотрудников финансово-кредитного учреждения, при отсутствии данных о том, что вручение данных знака и грамоты производится от уполномоченного органа государственной власти, не является основанием для включения заявительницы в списки граждан, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Кругликовой Л.И. не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела установлены, однако, им дана неверная правовая оценка, в целях исправления судебной ошибки, допущенной судом при применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия находит возможным, отменяя постановленный судебный акт, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Кругликовой Л.И., не переходя к рассмотрению спора по правилам производства в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 января 2014 года отменить и принять по делу новое решение, в соответствии с которым отказать в удовлетворении заявления Кругликовой Л.И. о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", Министерства социальной защиты населения Ставропольского края о включении в список граждан, имеющих право на получение удостоверения "Ветеран труда" и возложении на Министерство социальной защиты населения Ставропольского края обязанности включить ее в список лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.