Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2014 года
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ессентуки Монастырной В.В.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края
от 14 января 2014 года
по иску прокурора в интересах многодетной семьи Е. к администрации г.Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности предоставить многодетной семье земельный участок в аренду на 49 лет
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора г.Ессентуки Ставропольского края З. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой города на основании задания прокуратуры края и заявления Е. о несогласии с действиями администрации, проверено исполнение требований земельного законодательства должностными лицами администрации г.Ессентуки, установлено, что Е. имеет троих несовершеннолетних детей.
13 февраля 2013 года Е. обратилась в администрацию г.Ессентуки с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от " ... "семья Е. принята на учет для предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером " ... ".
Также установлено, что на территории г.Ессентуки имеются свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которых имеет администрация г.Ессентуки.
По состоянию на 17 июля 2013 года на учете в администрации г.Ессентуки состоит 343 многодетных семей, из них только 17 семьям предоставлены земельные участки.
Просил признать незаконным бездействие администрации г.Ессентуки, выразившееся в непредоставлении многодетной семье Е. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет (л.д.-6-10).
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 января 2014 года исковые требования исполняющего обязанности прокурора г.Ессентуки Ставропольского края в интересах Е. удовлетворены в части.
На администрацию г.Ессентуки возложена обязанность предоставить многодетной семье: " ... ", земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет в течение месяца с момента освобождения земельного участка в г.Ессентуки, либо с момента выполнения в " ... "г.Ессентуки работ: по формированию земельных участков, установления границ земельных участков, размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков; определение разрешенного использования земельных участков; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), выдача схемы расположения земельного участка многодетной семье, утверждения и выдачи Е. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предоставления семьей Е. кадастрового паспорта земельного участка.
В удовлетворении требования исполняющего обязанности прокурора г.Ессентуки в защиту интересов Е. к администрации г.Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании бездействия незаконным отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ессентуки указывает, что решение суда в части возложения на администрацию города обязанности предоставить Е. земельный участок является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права. Просит решение суда в удовлетворенной части требований отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Возражений на жалобу не поступило.
Е., представитель администрации г.Ессентуки, представитель Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением о вручении извещения; сведений об уважительности причин неявки не предоставили. От представителя Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Овчаренко О.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора прокуратуры Ставропольского края Каледина А.Е., полагавшего, что решение законное и обоснованное и отмене не подлежит, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая, что решение суда обжалуется представителем администрации г.Ессентуки в части возложения на администрацию города обязанности предоставить Е. земельный участок, судебной коллегией проверенна законность и обоснованность решения суда только в этой части.
Удовлетворяя требования исполняющего обязанности прокурора г.Ессентуки в части возложения на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить Е. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, - положениями Земельного кодекса РФ, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и другими нормативно-правовыми актами.В силу требований ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11.12.2012 года N 110-кз (в редакции 15.02.2013 года) в качестве одной из таких мер поддержки многодетных семей предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При этом статьей 1 указанного выше Закона определено, что семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации, признается многодетной. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В силу статьи 4 данного Закона порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В соответствии с требованиями вышеназванного Закона под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
Согласно подп.5.1 п. 1 ст. 12 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз (в ред. Закона N 12-кз от 08.02.2012 года) женщине, родившей третьего ребенка после 01 января 2012 года, предоставляется в собственность земельный участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в городских, сельских поселениях и городских округах по месту жительства при условии признания нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ и постоянного проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет.
Частью 1 ст. 12.1 названного Закона установлено, что в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Судом первой инстанции установлено, что 13 февраля 2013 года Е. обратилась в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 14 марта 2013 года N 122-р "О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства", семья Е. принята на учет для предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, суд первой инстанции установив отсутствие свободных земельных участков в городе-курорте Ессентуки, пришел к обоснованному выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить Е. соответствующий земельный участок в аренду на срок сорок девять лет в месячный срок с момента освобождения земельного участка в городе Ессентуки, либо с момента выполнения в микрорайоне " ... "г.Ессентуки необходимых работ в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.