Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н. при секретаре Парневовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу Министерства культуры Челябинской области на постановление Красноармейского районного суда Челябинской области от 26 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 26 января 2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении главы муниципального района Бердникова С.Н. прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24. 5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности.
В жалобе в вышестоящий суд представитель Министерства культуры Челябинской области Сазонов Н.В. просит постановление судьи от 26 января 2014 года отменить. Свое несогласие с вынесенным постановлением обосновывает тем, что поскольку имеется факт разрушения объекта культурного наследия, что не учтено судом, и установлено конкретное должностное лицо, причинившее вред данному объекту культурного наследия, то оно должно быть привлечено к ответственности. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении указана дата и время совершения правонарушения, которое является длящимся.
Сазонов С.Ю ... в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
В областной суд Бердников С.Н., будучи надлежаще извещенным, не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем, судья областного суда на основании п. 2, 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Статьей 7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно. Совершение указанного нарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати
тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа Министерства культуры Челябинской области N 440 от 21 октября 2013 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Миасского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, являющегося пользователем земельного участка, под кадастровым номером ***, расположенным на территории Красноармейского муниципального района, на правом берегу р. Миасс, в 26-м на юго-восток от с. Миасское, в 440 м на юго-запад от русла р. Миасс (с. Миасское, ул. ***, 127-г) на территории которого находится объекта культурного наследия федерального значения "Миасский могильник курганный-4". По результатам проверки составлен акт проверки N 08-08/16-2103 от 28 октября 2013 года.
31 октября 2013 года составлен протокол об административном правонарушении N 5 в отношении главы администрации Миасского сельского послания Красноармейского муниципального района Бердникова С.Н. о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.14 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что поскольку последним днем совершения административного правонарушения следует считать 31 августа 2013 года, в связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности истек 30 ноября 2013 года, то есть еще до поступления - 19 декабря 2013 года, материалов дела в суд для рассмотрения, и прекратил производств по делу об административном правонарушении, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем судебном разбирательстве существенные
(фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела, и не исправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей.
В целях реализации данного подхода в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ закреплена возможность отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение судье в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне,
3 Aff
полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
При вынесении решения о прекращении производства по делу судья районного суда пришел к выводу, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем при вынесении указанного решения судьей не были учтены положения Федерального закона от 07 мая 2013 N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного закона в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ внесены изменения: "после слов "демонстрациях, шествиях и пикетированиях" дополнить словами ", об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Указанные изменения вступили в законную силу спустя 90 дней после официального опубликования закона.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного суда РФ выраженной в постановлении N 5 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Как следует из материалов дела, нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации было выявлено в результате проверки 28 октября 2013 года, то есть после вступления в силу указанных выше изменений в ст. 4.5 КоАП РФ.
Следовательно, срок давности привлечения главы администрации Миасского сельского поселения Красноармейского муниципального района Бердникова С.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ не истек.
При таких обстоятельствах, изложенный в постановлении судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 26 января 2014
года, вывод об истечении срока давности привлечения главы администрации Миасского сельского поселения Красноармейского муниципального района Бердникова С.Н. к административной ответственности, на момент рассмотрения им дела об административном правонарушении, не соответствует требованиям закона.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, будут нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 26 января 2014 года, подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Челябинском областном суде жалобы представителя Министерства культуры Челябинской области Сазонова Н.В. годичный срок давности привлечения главы администрации Миасского сельского послания Красноармейского муниципального района Бердникова С.Н. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Челябинской области
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Министерства культуры Челябинской области Сазонова Н.В. удовлетворить.
Постановление Красноармейского районного суда Челябинской области от 26 января 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 КоАП РФ в отношении главы администрации Миасского сельского поселения Красноармейского муниципального района Бердникова С.Н., в связи с истечением сроков давности, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Челябинской области в ином составе.
Судья
Е.Н. Майорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.